все чудеса Природы, начиная от миров, населяющих бесконечное
пространство, и кончая органами человеческого тела: мозгом, глазом, слуховым
аппаратом; кончая насекомым, птицей, цветком?
Успехи геологии и предъисторической антропологии пролили
новый свет на историю первоначального мира; но надеждам материалистов найти
себе точку опоры, поддержку своим теориям в законе эволюции существ не суждено
было оправдаться. Из исследований этих проступает идея самая главная, и это -
уверенность в том, что слепая сила нигде не господствует безусловным образом.
Напротив того, именно ум, воля, разум повсюду торжествуют и царствуют. Одной
только грубой силы не хватило бы для того, чтоб обеспечить сохраненье и
развитие видов. И среди живых существ обладателем Земли и покорителем природы
стал не самый сильный, не самый физически вооружённый, но наиболее одарённый в
умственном отношении.
Мир, с самого своего возникновения, ступает ко всё более
высокому состоянью вещей. Закон прогресса проступает чрез все эпохи, как в
последовательных преобразованьях Земли, так и в этапах развития человечества.
Некая цель угадывается во вселенной, цель, к коей всё движется, всё
развивается, как живые существа, так и неодушевлённые предметы; и цель эта есть
Благо, Добро. История Земли наиболее красноречивое тому свидетельство.
Нам, без сомненья, возразят, что за всем стоят борьба,
страданье и смерть. На это мы ответим, что усилие и борьба являются самими
условиями прогресса. Что же касается смерти, то она не есть небытие, как мы
докажем в дальнейшем, но вступление живого существа в новую
фазу развития. Из
изучения природы и анналов истории рельефно выступает тот основательный факт,
что есть единая Причина всему сущему, и, чтоб познать эту причину, нужно
подняться выше материи, вплоть до разумной сути, до этого живого и
сознательного закона, объясняющего нам строй Вселенной, как опыты современной
психологии объясняют нам проблему жизни.8
X
О философском учении судят прежде всего по его нравственным
выводам, по тому влиянью, коие оно оказывает на общественную жизнь. И с этой
точки зрения, теории материалистические, основанные на фатализме, не способны
служить побуждающей силой к нравственной жизни, освященьем законов совести.
Чисто механическое понятье, которое оне дают о мире и жизни, уничтожает идею
свободы и, следственно, ответственности. Из борьбы за существованье оне делают
непреклонный закон, согласно коему слабые должны пасть под ударами сильных -
закон, навсегда изгоняющий из жизни царство мира, общности интересов и братства
людей. Проникая в умы, теории эти могут вызвать у счастливых лишь безразличие и
эгоизм, у обездоленных - отчаянье и жестокость, и безнравственность - у всех.
Несомненно, есть честные и порядочные материалисты и
добродетельные атеисты, но всё это отнюдь не из-за строгого следованья своим
учениям. Если они таковы, то лишь вопреки своим мнениям, а не благодаря им;
причиной тому |