были
медиумами, поскольку их жизнь была в постоянных отношениях с высокими духовными
сферами.
В другом месте,3 опираясь на многочисленные и
точные свидетельства, я доказал, что гений, с разных точек зрения и в очень
многих случаях, может быть рассмотрен как один из видов медиумства. Гениальные
люди, в большинстве своём, существа вдохновенные в самом высоком смысле этого
слова. Творенья их суть факелы, кои Бог зажигает в ночи веков, чтоб освещать
движенье человечества вперёд. Со времени публикации моей книги я собрал новые
документы в поддержку этого положения. Далее я приведу некоторые из них.
Вся философия истории сводится к трём словам: общность
видимого и невидимого.4 Она выражается высоким вдохновением:
гениальные люди, великие поэты, учёные, художники, замечательные изобретатели -
все суть исполнители божественного замысла в этом мире, того величественного
плана эволюции, коий влечёт душу к вершинам.
И либо благородные умы, вершащие эту эволюцию, сами
воплощаются, чтоб сделать влиянье своё более действенным и непосредственным.
Тогда вы имеете Зороастра, Будду, и надо всеми, Христа. Либо же они вдохновляют
и поддерживают посланных своих, коим поручено придать большую живость полёту
мысли: в числе этих последних были Моисей, Святой Павел, Магомет, Лютер. Но, во
всех случаях, свобода человеческая уважается. Отсюда, всевозможные препоны,
коие эти великие духи встречают на своём пути.
Самым ярким фактом среди событий, возвещающих приход этих
посланцев свыше, является религиозная идея, на которую они опираются.
Этой идеи хватает на то, чтоб поднять их дух и собрать
вокруг себя, почти всегда смиренных и не располагающих никакой материальной
силой, несметные толпы, готовые распространить учение, величье коего они
почувствовали.
Все они говорили о своих общениях с Невидимым; всем им
бывали видения, все слышали голоса и признавали себя лишь простыми орудьями
Провидения для исполнения определённого предназначенья. Будь они одни, будь
предоставлены сами себе, они бы не справились; влиянье свыше было обязательно, необходимо
для торжества их идеи, против которой ожесточалось столько врагов.
Философия также имела своих славных подвижников,
вдохновенных свыше: Сократ, как и Жанна д'Арк, слышал голоса, или вернее, один
голос, голос дружественного духа, которого он называл своим "демоном"
("демоний" по-гречески значит "дружественный дух"). Голос
этот звучал ему во всех обстоятельствах жизни. В "Феаге" Платона
можно прочесть о том, как Тимарх мог бы избежать смерти, послушайся он голоса
этого духа: "Не уходи", - советует ему Сократ, когда тот уходит с
пира вместе с Филемоном, своим сообщником, коему одному только было известно
Тимархово намеренье пойти убить Никия, - "не уходи: голос говорит мне,
чтоб я тебя не отпускал." Хотя и предупреждённый ещё дважды, Тимарх уходит,
но ему не удаётся его предприятие и его приговаривают |