жизнь имеет две стороны: инволюцию, или
схождение духа в материю чрез индивидуальное сотворение, и эволюцию, или
постепенное восхождение по цепи существований к божественному Единству.
V
Иногда спрашивают себя, необходима ли религия1.
Религия, надлежащим образом понятая, должна быть связующим звеном, объединяющим
людей друг с другом и единой мыслью приобщающим их к Высшему Началу вещей.2
В душе есть некое естественное чувство, которое влечёт её к
идеалу совершенства, с коим она отождествляет Благо и Справедливость. Если б
оно было просвещено наукой, укреплено разумом и основано на свободе совести, то
чувство это, самое благородное из тех, кои дано питать человеку, стало бы
побуждающей силой к свершенью великодушных и благородных дел; но затемнённое,
искажённое, пронизанное материалистическими идеями, оно усилиями духовенства
слишком часто становилось орудием эгоистического господства.
Религия необходима и неразрушима, ибо причину своего
существованья она черпает в самой природе человека, возвышенные чаянья и
стремления коего она выражает. Она также есть выраженье вечных законов, и, с
этой точки зрения, должна соединяться с философией, которую она переводит из
области теории в область свершения, наделяя её жизнью и деятельностью.
Но для того, чтоб оказывать своё благотворное влияние, чтобы
вновь сделаться побуждающей силой к возвышению и прогрессу, религия должна
очиститься от бесчисленных искажений, скинуть с себя шутовские наряды, в кои
она рядилась в течение стольких веков. Исчезнуть должна не сама суть её, но
внешние и материальные формы вместе с тёмными мифами. Следует остеречься от
смешенья вещей столь несхожих. Истинная религия - это не внешнее проявление,
это некое чувство, идущее изнутри, и подлинный храм Всевышнего строится в
сердце человеческом. Истинная религия не может быть сведена к узким рамкам
установлений и обрядов. Ей нет нужды ни в словесных формулах, ни в образах; её
не занимают видимость и формы, в коих выражается поклоненье, она судит догматы
лишь по их влиянью на совершенствование обществ. Она охватывает все культы, все
верованья, поднимается выше их и говорит им: "Истина больше, чем только
это!"
Следует однако понимать, что не все люди
в состояньи достичь
таких интеллектуальных высот. Именно поэтому необходимы терпимость и
доброжелательность. Если долг зовёт нас отвлечь умы здравые и сильные от
вульгарных сторон религии, то так же необходимо воздержаться и от того, чтоб
бросать камни в души страждущие, рыдающие, неспособные усваивать абстрактные
понятия и находящие в своей наивной вере поддержку и утешенье.
Как бы то ни было, но число искренно-верующих уменьшается
день ото дня. Мысль о Боге, некогда бывшая в душах простой и великой,
претерпела вырожденье из страха перед адом и, как следствие, потеряла своё
могущество. Из-за невозможности подняться к Абсолюту, некоторые люди сочли
необходимым приспособить к себе и к своей мерке |