полезно, просто
необходимо, чтоб она выдвигала пред нами также и трудности. Все мы рождены для
того, чтоб умереть, и всё же мы удивляемся, что некоторые умирают из-за
несчастных случаев! Существа мимолётные в этом мире, из коего мы не уносим
ничего с собой в мир иной, мы сетуем об утрате благ, кои потерялись бы сами
собой в силу природных законов! И все эти ужасные события,
эти катастрофы, эти
бедствия несут в себе некий урок. Они напоминают нам о том, что не столько
приятностей следует ожидать нам от Природы, сколько в основном вещей полезных
для нашего духовного роста и продвиженья; о том, что мы пришли в этот мир не за
тем, чтоб наслаждаться и дремать в праздности и покое, но для того, чтоб
бороться, трудиться, биться за прогресс миров и людей. Они говорят нам, что
человек не создан единственно для Земли, но что ему следует смотреть выше,
привязываться к вещам материальным лишь в должную меру и понимать то, что жизнь
его не будет разрушена смертью.1
XVIII
Ученье об эволюции не исключает ученья о первичных и
конечных причинах. Самая возвышенная идея, какую только можно помыслить о
Творце, это предположить Его создавшим такой мир, коий способен развиваться
своими собственными силами, а не с помощью непрестанных вмешательств и
нескончаемых чудес.
Наука по мере своего продвиженья в познании Природы смогла
отодвинуть Бога на задний план, но Бог, отодвинувшись, стал только ещё
величественней. Вечное Существо, с точки зренья теории эволюции, стало по-иному
великим, нежели фантастический Бог "Библии". Что наука навсегда
уничтожила, так это понятье о человекоподобном Боге, созданном по образу и
подобию человека и внешнем по отношению к физическому миру. Понятье более
высокое, нежели это, пришло на смену ему: и это понятие об имманентном, т.е.
пребывающем в самом себе Боге, постоянно присутствующем внутри вещей. Идея о
Боге сегодня не выражает для нас более идею какого-то неопределённого существа,
но Существа, коие содержит в себе все остальные существа. Вселенная больше не
есть сотворение, о котором говорят религии, не произведенье, извлечённое
Создателем из небытия. Вселенная - это безмерно-огромный организм, одушевлённый
вечной жизнью. Так же как наше с вами тело управляется некоей центральной
волей, коия руководит его движеньями и действиями; так же как каждый из нас
чрез все измененья, происходящие в его теле, ощущает себя живущим в некоторой
постоянной целостности, коию мы называем "душою",
"сознанием", "личным Я", так и Вселенная, сквозь все
изменчивые, бесконечно разнообразные, бесчисленные формы, познаёт себя,
отражает себя, обладает собой в некой живой целостности, в неком разуме и
сознании, коий и есть Бог. Высшее Существо находится не вовне этого мира; оно
есть неотъемлемая, важнейшая часть его, и потому Оно внутри его. Оно есть
центральная целостность, к коей приводят все отношения и в которой они
гармонизируются; Оно - основа общности |