душа не может погибнуть, когда знаешь, что после бурь и страданий жизни,
по ту сторону мрачной ночи, где всё словно бы падает в бездну, увидишь, как
занимается чарующая заря дней, коим несть конца?
Когда леденящая, безгласная старость приближается к нам,
ставя клеймо своё на чело наше, потушая наши взоры, лишая гибкости наши члены,
сгибая нас под тяжестью веса своего, тогда вместе с ней приходят печаль,
отвращенье ко всему и неизбывное чувство усталости, нужда в покое, подобная
стремленью в небытие. О, в этот час смятенья, в этих сумерках жизни, как радует
она и ободряет - искра света, вспыхивающая в душе верующего, вера в бесконечное
будущее, вера в Справедливость, в Высшую Доброту!
Проникшись мыслью о том, что жизнь эта есть не что иное, как
мгновенье в беспредельном целом нашего бессмертного существованья, мы будем
терпеливо переносить неизбежные беды, коие порождает нынешняя жизнь наша.
Необозримая перспектива отверстых пред нами времён даст нам силу преодолеть
нынешние невзгоды и поставить себя над колебаньями фортуны. Мы почувствуем себя
более свободными и лучше вооружёнными для борьбы. Зная причину своих зол,
спирит понимает их необходимость. Он знает, что страданье законно и принимает
его без ропота. Для него смерть не отрезает ничего, и он знает, что
эмоциональные связи сохраняются в загробной жизни, и что все те, кто любили
друг друга здесь, встретятся там, вдали от этого мучительного обиталища,
свободные от земных бед; разрыв неизбежен лишь для людей злых, дурных. Из этих
убеждений следуют утешенья, неведомые скептикам и тем, кто безучастно относится
к вопросам истинной веры.
Если бы во всех уголках земного шара все души соединились в
этой могучей вере, то мы бы стали свидетелями величайшего нравственного
преобразованья, какое ещё никогда не было отмечено историей.
LXXIX
Если Христос обещал Царство Божие униженным и неимущим, то
лишь потому, что богатство и власть слишком часто порождают высокомерье и
гордыню, тогда как трудовая и безотрадная жизнь является самой верной стезёй
нравственного прогресса. Труженика, поглощённого выполненьем своей ежедневной
работы, искушения, желания, нездоровые аппетиты осаждают в гораздо меньшей
мере; он может отдаться размышленью, развить своё сознание; человек светский,
напротив того, поглощён легкомысленными занятьями, извлеченьем денег или
наслаждениями.
Богатство привязывает нас к земле столь бесчисленными
нитями, идущими в самую глубь нашего существа, что смерти редко удаётся
разорвать их и освободить нас. Отсюда муки богатого в грядущей жизни. Между тем
легко понять, что в действительности в здешнем мире ничто не принадлежит нам.
Эти блага, каковым мы придаём такое значенье, лишь кажутся принадлежащими нам.
Сотни, тысячи других до нас воображали, будто владеют ими; тысячи других и
после нас будут тешить себя теми же иллюзиями, и все рано или поздно оставят их.
Само наше тело не принадлежит нам: оно лишь ссуда Природы, |