форму, озаряемую огнями. Вот оно - дело, определённое
всем нам и коие все мы должны претворять чрез нескончаемое теченье времён на чудесном
пути, что миры развёртывают под нашими шагами.
XLV
Спиритические факты влекут за собой крупнейшие философские и
моральные следствия. Они приносят решенье, столь же ясное сколь и полное, самым
великим проблемам, коие сквозь века поднимались мудрецами и мыслителями всех
стран: проблеме нашей внутренней природы, столь таинственной, столь мало
познанной, и проблеме наших судеб. Выживанье и бессмертье, бывшие до сей поры
лишь просто робкими надеждами, чистыми предчувствиями души, устремленьями её к
лучшему состоянью, либо же понятьем рассудочного плана, отныне доказаны,
доказано также единство живых и мёртвых, коие является логическим следствием
этих фактов.
Сомненье больше не возможно. Человек бессмертен. Смерть -
всего лишь перемена состоянья. Из факта этого и из наставлений духов возникает,
помимо того, уверенность во множественности наших земных существований. Эта
эволюция живого существа чрез его возрождающиеся жизни, самого возводящего своё
будущее, каждый день делами своими строящего самого себя как в недрах низшей
жизни, так и в расцвете счастливых человечеств, это тождество происхождения и
целей для всех существ, это постепенное совершенствованье, плод исполненных
работ, перенесённых испытаний, - всё это раскрывает перед
нами торжество вечных
принципов Справедливости, Порядка, Прогресса, правящих мирами, руководящих
судьбою душ по мудрым, глубоким, вселенским законам.
XLVI
Мы должны помнить, что послания духов не могут быть
уподоблены опытам по физике и химии. В этих последних всё подчинено одним
только строгим законам, за пределами коих нельзя добиться никакого результата.
На спиритических же сеансах мы имеем дело отнюдь не со
слепыми механическими силами, но находимся в присутствии разумных существ,
наделённых подобно нам волей и свободой, кои, порою, читают в нас, угадывают
наши неблагожелательные намеренья и, если они принадлежат к существам высшего
порядка, мало заботятся о том, чтоб ублажить наши причуды.
Изученье невидимого мира требует много мудрости и
настойчивости. Лишь после долгих лет размышлений и наблюдений мы постигаем
науку жизни, познаём людей, научаемся определять их характеры и избегать
ловушек, в изобилии расставленных нам на каждом шагу. Естественно поэтому, что
знанье о невидимом человечестве, коие окружает нас и парит над нами, не будучи
восприемлемо нашими органами чувств, приобресть ещё труднее. Бесплотный дух по
ту сторону смерти обретает себя таким, каким он сам себя сделал за время своего
нахожденья здесь. Он оказывается ни лучшим, ни худшим. Для того чтобы укротить
страсть, исправить недостаток, ослабить порок, редко может хватить одной жизни.
Из этого следует, что в толпе духов характеры серьёзные и вдумчивые находятся,
как и на земле, в меньшинстве, а духи легкомысленные, поглощённые |