немного зла, находящегося в нас; души наши укрепляются, очищаются,
идут всё дальше по священному пути до тех пор, пока наконец достоинства их не
откроют им доступ к высшим кругам, где вечно царствуют лучезарные Красота,
Мудрость, Мощь и Любовь!
XXVIII
При таких основоположеньях, порядок делается вокруг нас и
внутри нас самих; путь наш проясняется; цель жизни проступает с большей
ясностью. Мы знаем, что мы такое суть и куда мы идём.
Отныне, смысл жизни не состоит более в том, чтоб искать
материального удовлетворения, но в том, чтоб с увлеченьем работать и трудиться
над нашим продвиженьем. Высшая цель есть совершенство; путь, ведущий к этой
цели, есть прогресс. Путь этот долог, и проходится он шаг за шагом. Отдалённая
цель словно бы отодвигается от нас по мере того, как мы идём к ней, но по
прохожденьи каждого отрезка пути существо наше пожинает плоды своих трудов; оно
обогащает свой опыт и развивает свои способности.
Судьбы наши тождественны. Нет ни пользующихся
преимуществами, ни преданных проклятию. Все объезжают одно и то же беспредельно
просторное ристалище и, преодолев тысячу препятствий, призваны осуществить те
же самые цели. Мы свободны, действительно свободны и вольны ускорить или
замедлить своё продвиженье, окунуться в грубые наслаждения, задержаться на
целые жизни в пороке или праздности, но рано или поздно чувство долга
пробуждается в нас, боль приходит встряхнуть наше
безразличье - и мы невольно
возобновляем свой бег.
Между душами существуют лишь ранговые различия, различья,
кои им позволительно восполнить в будущем. Пользуясь свободой своей воли, мы не
все шли одинаковым шагом, и это объясняет умственное и нравственное неравенство
людей; но все, дети одного Отца, мы должны приблизиться к нему в
последовательности наших существований, для того чтоб составить вместе с
подобными себе одну единую семью, великую семью духов, населяющую всю
Вселенную.
1 "Человеку ничто не достаётся без труда в этой жизни, и что бы мы
ни приобрели, какими бы трудами ни приобретали, всё приходится оставлять здесь.
Так как же может он лениться потрудиться ради мудрости, этой величайшей
драгоценности, добрые плоды которой последуют за ним и в будущую жизнь?!" Эразм
Роттердамский. /Примеч.Й.Р./
2 "Мы должны признать, что Бог или хочет удалить зло из мира и
не может, или может и не хочет, или, наконец, и может и хочет. Если Он хочет и
не может, то Он не всемогущ, то это - бессилие, что противно природе Бога. Если
Он может и не хочет, то это свидетельство злой воли, что не менее противно
природе Бога. Если Он и хочет, и может, что является единственным из
предположений, которое может быть применено к Богу, то почему же в таком случае
на земле существует зло?" Эпикур. /Примеч.Й.Р./
3 "Я рад всему, всему, что ни случается со мною в жизни, и как
погляжу я только, к каким чудным пользам и благу вело меня то, что называют в
свете "неудачами", |