- эти глаза, недавно блестевшие, эти уста,
произносившие слова, эти подвижные и деятельные руки - всё подёрнуто дымкой,
всё безмолвно, недвижно, безжизненно. На этом смертном одре остался один только
труп! Есть ли человек, не вопрошавший у себя объясненья этой тайны и, во время
мрачного бдения, этого торжественного уединенья со смертью, не думавший о том,
что ждёт ещё его самого? Разгадка этой тайны волнует нас всех, ибо пробьёт час
- и все мы покоримся неумолимому закону. Нам необходимо знать, действительно ли
всё прекращается в этот миг, есть ли смерть всего лишь унылый отдых в
уничтоженьи, в ничтожестве, в небытие, либо же, напротив того, вступленье в
иную область ощущений.
II
В ту самую пору, когда материализм достиг своей наивысшей
точки, распространив повсюду идею небытия, появляется новая наука, новое
верование, основанное на действительных фактах. Наука эта дарует человеческой
мысли прибежище, в коем та наконец обретает знание вечных законов прогресса и
справедливости. И тогда происходит расцвет идей, идей, давно считавшихся
мёртвыми и которые в действительности только дремали, ожидая своего часа; и расцвет
этот возвещает человечеству умственное и нравственное обновление. Учения,
бывшие душою прошлых цивилизаций, выступают вновь в ещё большем величии, и
множество явлений, давно пренебрегаемых, но важность коих наконец узрели
некоторые учёные, является подвести прочную основу доказательств и уверенности.
Занятия магнетизмом, гипнотизмом, внушением; ещё более, исследования фактов
психической природы, поставляют всё новые данные для решения великой проблемы.
Открываются широкие горизонты и далёкие перспективы, формы существования
обнаруживаются в таких условиях, в коих и не предполагали их увидеть. И из этих
исследований, открытий и наблюдений выступает новое мировоззрение, новое
жизнеистолкование, намечается познание высших законов, явствует торжество вселенской
справедливости и порядка. И миропониманье это достаточно хорошо сделано, чтобы
с более твёрдой и просвещённой верой в будущее пробудить в человеческом сердце
глубокое чувство долга, неподдельную привязанность к своим ближним, что само по
себе уже способно изменить лицо обществ.
III
У всех великих религий было два лица: одно - видимое, другое
- сокрытое. В последнем заключаются дух и суть, в первом - форма или буква. Под
материальным символом скрывается глубокий смысл. Этой двойственностью обладали
браманизм в Индии, герметизм в Египте, политеизм в Греции и само христианство
при своём возникновении. Судить об этих религиях по внешней и
обыденной стороне
их - это всё равно что судить о нравственном достоинстве человека по его
платью. Для того, чтоб познать их, надобно постичь их сокровенную идею,
одухотворяющую их и являющуюся причиной их существованья; из плоти мифов и догм
надобно выделить животворящую суть, сообщающую им силу и жизнь. И тогда вам
откроется единое, высшее, незыблемое учение, коего человеческие |