множество раз. И всё же, несмотря на эти постоянные преобразования
и им вопреки, чрез все изменения материального тела, мы всегда остаёмся всё той
же самой личностью. Материя нашего мозга может обновляться, но мысль наша
сохраняется, а вместе с ней и наша память, это воспоминанье о прошлом, в коем
наше нынешнее тело никоим образом не участвовало. В нас, стало быть, есть некое
начало, отличное от материи, некая неделимая сила, сохраняющаяся и
продолжающаяся посреди всех непрестанных изменений.
Мы знаем, что материя не может сама собой сорганизоваться
таким образом, чтоб произвести жизнь. Лишённая связующего единства, она
распадается и разделяется до бесконечности. Внутри же нас, наоборот, все
способности, все умственные и нравственные силы составляются и объединяются в
некую центральную целостность, единство, обнимающее, связующее, освещающее их
все; и эта целостность есть сознание, личность, Я; одним словом, душа.
Душа есть жизненное начало, причина ощущений; это невидимая,
нерасторжимая сила, правящая нашим организмом и поддерживающая согласье между
всеми частями нашего существа. Свойства души не имеют ничего общего с материей.
Ум, разум, сужденье, воля не могут быть смешаны с кровью наших артерий или
мясом наших мышц. То же самое и с сознаньем, совестью, этим исключительным
преимуществом, позволяющим нам взвешивать свои поступки, отличать добро от зла.
Эта задушевная речь, обращённая к каждому человеку, к самому приниженному как и
к самому вознесённому, этот голос, шёпот коего может смутить блеск самой
великой славы, не имеет в себе ничего материального.
XXIV
Как только существованье души установлено, тотчас встаёт
вопрос о бессмертьи. Это и есть вопрос наибольшей важности, ибо бессмертье есть
единственное освящение нравственного закона, единственное объясненье,
удовлетворяющее нашим взглядам на справедливость и отвечающее самым высоким
надеждам рода человеческого.
Если наша духовная целостность сохраняется и продолжается
чрез непрестанное обновленье молекул и все преобразованья нашего материального
тела, то, стало быть, так же и их разобщенье, их конечное исчезновенье не
смогут её как-то затронуть в её существовании.4
Мы видели, что ничто не уничтожается во Вселенной. Когда
химия и физика доказывают нам, что ни один атом не теряется, что ни одна сила
не исчезает бесследно ни в чём, как можно поверить тому, что эта целостность, к
которой сводятся все интеллектуальные силы, это сознательное "я", в
коем жизнь освобождается от цепей рока, от фатальной неизбежности, может распасться
и уничтожиться? Не только логика, нравственность, но, как мы покажем далее, и
сами факты, факты чувственного порядка, одновременно физиологические и
психические, - всё спешит представить нам свои доказательства тому, что
сознательное существо сохраняется и после смерти, убедить нас в том, что душа,
по ту сторону могилы, находит себя такой, какой она сама себя сделала своими
поступками |