живой целостности и в своём извечном великолепии.
Лишь он один может вкусить и понять гармонию этого мира. Именно в духе
Вселенная познаёт себя, отражает себя и обладает собой. Дух есть более того, он
- сокрытая сила, воля, правящая материей и движущая её - Mens agitat molem - и
сообщающая ей жизнь. Все молекулы, все атомы, как мы сказали, непрестанно
движутся и обновляются. Тело человеческое словно жизненный поток, в коем воды
сменяют друг друга. Каждая частица замещается другими частицами. Самый мозг
подвержен этим изменениям, и всё наше тело полностью обновляется за несколько
лет.6
Стало быть, неточно сказать, что мозг производит мысль. Он
всего лишь орудие, инструмент её. Наша личность сохраняется через все
изменения, неустанно происходящие в теле, и вместе с ней сохраняются наша
память и наша воля. В человеческом существе наличествует разумная и
сознательная сила, правящая гармоничным движением материальных атомов согласно
потребностям существованья; некая суть, некое начало, возвышающееся над
материей и переживающее её.
То же самое и со всей совокупностью вещей. Материальный мир
есть лишь внешний облик, изменчивая видимость, проявленье вещественной и
духовной действительности, обретающейся внутри его. Так же как человеческое
"я" заключено не в переменчивой материи, но в духе, так и "Я"
Вселенной заключается не в совокупности планет и звёзд, её составляющих, но в
сокрытой Воле, в невидимой и нематериальной Силе, правящей её скрытыми
пружинами и определяющей её развитие.
Материалистическая наука видит лишь одну сторону вещей. В
бессилии своём определить законы Вселенной и Жизни, она, однажды изгнавшая
всякое предположение и строящаяся лишь на голых фактах, также оказалась
вынужденной выйти за пределы ощущения и опыта и
прибегнуть к предположенью, для
того чтоб дать какое-то объясненье природным законам. Именно это она и сделала,
приняв за основу физического мира атом, не восприемлемый нашими органами
чувств.7
IX
Если б мир был всего лишь смешеньем материи, упрвляемой
слепою силою, то есть случаем, то тогда не было б этой равномерной, постоянной
последовательности тех же самых явлений, совершающихся по установленному
порядку; не было б этой искусной приспособляемости средств к цели, этой
гармонии законов, сил, соотношений, проявляющейся во всей Природе. Жизнь
оказалась бы случайностью, исключительным фактом, а не явлением общего порядка.
Нельзя было б объяснить этого стремленья, этого побужденья, во все века, с мига
появленья изначальных простейших существ, направляющего жизненный поток по
лестнице эволюции к формам всё более совершенным.
Слепая, бессознательная, лишённая цели, как бы материя могла
разнообразить себя, как бы могла она развиться во вселенском масштабе,
необъятные черты коего вырисовываются всякому внимательному наблюдателю? Как бы
могла она согласовать частицы свои, свои молекулы друг с другом таким образом,
чтобы те составили |