чрез это внутреннее восприятие, а
не чрез опыт
органов чувств, гениальные люди, великие миссионеры, пророки познали Бога и
законы Его и поведали их народам земли.
XX
Можно ли ещё далее, чем мы сделали, продолжать определенье
Бога? Определить значит ограничить. Пред лицом сей великой проблемы слабость
человеческая проступает со всей явностью. Бог является нашему уму, но
ускользает от всякого анализа. Существо, наполняющее время и пространство,
никогда не может быть обмерено существами, ограниченными временем и
пространством. Желать определить Бога - это значило бы желать Его ограничить и
тем самым - почти что отрицать Его.
Вторичные причины вселенской жизни объясняются, но
первопричина остаётся неуловимой в своей необъятности. Постичь её нам удастся
лишь после того, как мы многократно пересечём порог смерти.
Всё, что мы можем сказать, подводя итог, это то, что Бог есть Жизнь, Разум,
Сознание, Совесть во всей их полноте. Он вечно действующая сила всего сущего,
вселенская общность, в коей каждое существо черпает своё существование, для
того чтоб впоследствии, по мере возрастающих своих способностей и своего возвышенья,
содействовать гармонии Целого.
Вот мы уже и далеко от Бога всех религий. Бога
"сильного и ревнивого", окружающего себя громами и молниями,
требующего кровавых жертв и наказующего до скончания вечности. Человекоподобные
боги отжили свой век. Ещё говорят о некоем боге, коего наделяют человеческими
слабостями и страстями, но царство этого бога уменьшается день ото дня.
До сих пор человек видел Бога лишь сквозь своё собственное
существо, и идея, которую он себе о Нём составлял, изменялась в зависимости от
того, какою из способностей своих он Его созерцал. Рассматриваемый сквозь
призму чувств, Бог множествен; все силы природы суть боги; так родился
политеизм. Видимый рассудком, Бог двойствен: дух и материя, отсюда дуализм.
Чистому разуму Он представляется тройственным: душа, дух и тело. Такое
понимание дало рожденье тройственным религиям Индии и христианству. Но
постигнутый волей, воспринятый извнутренним постиженьем - качество это, как и
все духовные способности, приобретается лишь медленно и постепенно - Бог Един и
Абсолютен. В Нём три основополагающих начала Вселенной соединяются, чтоб
составить живую целостность.
Таким вот образом объясняется разнообразье религий и систем,
коие были тем более возвышенны, чем чище и чем просвещённей были умы, их
задумавшие. Когда вещи рассматриваются с высоты, противостоянье идей, религий и
исторических фактов объясняется само собой и они примиряются в высшем слиянии.
XXI
Существо, бесконечное и абсолютное само по себе, делается
относительным и конечным для существ, Им порождённых.