в самых мельчайших частях
беспредельного целого, где ни одно полезное деянье и усилие не пропадает, ни
одна ошибка не остаётся без наказанья, ни одно страдание - без
возмещенья,
существо чувствует себя связанным со всем живущим. Трудясь для себя и для всех,
оно свободно развивает свои силы, оно видит, как возрастает его просвещённость,
растёт его блаженство.
Пусть сравнят эти взгляды с холодными материалистическими
теориями, с их ужасающей вселенной, в коей существа мечутся, страдают и
исчезают, без связи, без цели, без надежды, пробегая по своим призрачным жизням
словно бледные тени, вышедшие из ничего, для того, чтоб вновь упасть в вечную
ночь и безмолвие! Пусть скажут, которая из этих концепций более способна
поддержать человека в его страданиях и боли, закалить его характер, увлечь его
к высоким вершинам и возвесть его на них!1
LXXII
Вопрос о свободе воли является одним из тех вопросов, кои
всего более занимали философов и теологов. Примирить волю, свободу человека с
действием естественных законов и божественной волей представилось тем более
трудным, что слепой рок, по мнению большинства, казалось, давил на человеческую
судьбу. Учение духов разрешило эту проблему. Мнимый рок, усеивающий несчастьями
путь жизни, есть не что иное, как наследие нашего прошлого, следствие
восходящее к своей причине; это осуществленье программы, принятой нами перед
нашим рождением, согласно советам наших духовных руководителей, для большего
нашего блага и возвышенья.
В низших слоях бытия существо ещё не сознаёт само себя. Один
лишь инстинкт, род рока, ведёт его, и только в высших формах животного мира
появляются, словно занимающаяся заря, первые зачатки будущих способностей.
Вступая в человечество, душа пробуждается к нравственной свободе. Её сужденье,
совесть, сознанье всё более развиваются по мере того, как она обегает своё
беспредельное ристалище. Поставленная между добром и злом, она свободно
сравнивает и выбирает. Разочарованья и беды поучают её, среди испытаний
формируется её опыт, закаляется её нравственная сила.
Душа человеческая, одарённая сознаньем и свободой, не может
вновь вернуться в низшую жизнь. Её воплощения следуют друг за другом по цепочке
миров до той поры, пока она не обретёт эти три нетленные блага, кои суть цель
её долгих трудов: мудрость, знанье и любовь. Обладание ими навсегда освобождает
её от рожденья и смерти и открывает ей доступ в жизнь небесную.
LXXIII
Чрез пользованье свободой своей совести душа определяет свои
судьбы, подготовляет свои радости или страдания. Но никогда в ходе продвиженья
её, в самом горьком испытаньи как и в пламени борьбы страстей, никогда ей не
бывает отказано в вышней помощи. Если только она не отрекается от самой себя,
то сколь бы недостойной она ни казалась, Провидение, как только в ней
пробуждается воля встать на прямой путь, путь священный, оказывает ей помощь и
поддержку.
Провидение - это Высший Дух, это ангел, |