бдящий над
невзгодой, это незримый утешитель, коего вдохновенья согревают сердце,
заледеневшее от отчаянья, коего животворные флюиды поддерживают удручённого
путника; это маяк, зажжённый в ночи ради спасенья тех, кто блуждают по бурному
морю жизни. Провиденье - это ещё, это в особенности, Божественная Любовь,
изливающаяся волнами на своё созданье. И сколько заботливости, сколько
предусмотрительности в этой любви! Ведь разве не для души одной, чтоб служить
рамой картине её жизни, сценой её свершений, подвесило оно в пространстве миры,
зажгло солнца и звёзды, создало материки и моря? Ради души одной совершается
это великое Творенье, соединяются силы Природы, посреди туманностей появляются
Вселенные.
Душа создана для счастья; но для того, чтоб оценить это
счастье по достоинству, чтоб знать цену ему, она должна завоевать его сама, а
для этого ей необходимо свободно развить силы и способности, заложенные в ней.
Её свобода действий и ответственность возрастают вместе с её возвышеньем, ибо
чем просвещённее она, тем более может и должна она сообразовывать действие
своих личных сил с законами, кои правят вселенной.
Свобода существа, стало быть, проявляется в определённом
круге, ограниченном, с одной стороны, требованьями естественного закона, коий
не может претерпеть никакого нарушенья или посягательства, никакого разлада во
вселенском порядке, и, с другой стороны, собственным прошлым существа,
последствия коего отражаются на нём сквозь времена вплоть до полного
исправленья. Проявленье человеческой свободы ни в коем случае не может
воспрепятствовать исполненью божественных замыслов; без этого порядок вещей
ежемгновенно бы нарушался. Поверх наших ограниченных и переменчивых взглядов
незыблемый порядок Вселенной сохраняется и поддерживается. Мы почти всегда
плохие судьи тому, что есть для нас истинное благо; и если бы естественный
порядок вещей должен был приспосабливаться к нашим желаньям, то каких бы только
ужасающих потрясений ни вызвало это?
LXXIV
Судьба есть слагаемое наших действий и свободно принятых
решений чрез всё теченье наших последовательных жизней. Более просвещённые, в
состояньи духов, о наших несовершенствах, озабоченные средствами устраненья их,
мы принимаем материальную жизнь в такой форме и в тех условиях, кои
представляются нам наиболее способствующими достиженью этой цели. Явления
гипноза и ментального внушенья объясняют то, что происходит в подобном случае
под влияньем наших духовных защитников. В состояньи загипнотизированности,
душа, под внушеньем гипнотизёра, берётся за совершенье того или иного действия
в назначенное ей время. Вернувшись в состоянье бдения, не сохранив никакого
видимого воспоминанья об этом обещании, она в точности исполняет его. Точно так
же и человек ничем не обнаруживает,
что он сохранил память о
решеньях, принятых
им до того, как родиться; но приходит час, он устремляется навстречу
предусмотренным событиям и участвует в них в той мере,