религии
являются лишь несовершенными и временными упрощеньями, соразмеренными с
потребностью времени и среды.
В наше время люди создают себе о мирозданьи и об истине
крайне поверхностные и материалистические понятья. Современная наука в
исследованиях своих ограничилась тем, чтоб накопить наибольшее число фактов и
затем вывести из них соответствующие законы. Она таким образом добилась
великолепных результатов; но что касается знания высших основоположений и
первопричин, то оно навсегда останется для неё недоступным. Даже вторичные
причины ускользают от неё. Невидимая область жизни более обширна, чем та,
которую охватывают наши органы чувств; и именно в этой невидимой области
царствуют те причины, коих нам видны только следствия.
У античности было совсем иное видение вещей и иной способ их
изучения. Мудрецы Востока и Греции не пренебрегали наблюденьем за внешней
природой, но вечные основоположения они открывали как раз за исследованием души
и сил ей внутренне присущих. Душа была для них словно книгой, в коей
таинственными письменами были выписаны все факты и все законы. Сосредоточением
своих способностей, созерцательным и глубоким изученьем самих себя, они
поднимались вплоть до высот Самопричины, вплоть до Сути, из коей исходят все
существа и вещи. Врождённые законы разума объясняли им порядок и гармонию
Природы, тогда как изучение души давало им ключ ко всем вопросам жизни.
Душа, помещённая, по их мнению, между двумя мирами - видимым
и оккультным, вещественным и духовным, созерцающая и проникающая их оба, есть
высшее орудие познания. Соответственно степени своей развитости и чистоты, она
с большей или меньшей силою отражает лучи, исходящие из божественного
источника. Разум и совесть не только управляют нашими сужденьями и действиями,
они также суть самые верные средства к постижению истины и обладанию ею.
IV
Жизнь есть не что иное, как развитие, во времени и
пространстве, Духа - единственной постоянной реальности. Материя есть её низшее
выражение, её изменчивая форма. Собственно Сущее, источник всех существ, есть
Бог, единовременно тройственный и единый - сущность, вещество и жизнь; в Нём
воплощается вся вселенная, всё мироздание. Отсюда тройственный деизм,
перешедший в образной форме из Индии и Египта в христианское учение, которое
три составные части бытия обратило в трёх личностей. Душа человеческая, эта
частица мировой души, бессмертна. Она развивается и восходит к своему Создателю
посредством постоянного совершенствования, проходя при этом чрез бесчисленные
существования, попеременно земные и духовные. В своих телесных воплощениях она
является человеком, тройственная природа коего - тело, перисприт и душа -
становится микрокосмом, или малой вселенной, уменьшенным подобием макрокосма,
или Великого Целого. Вот почему мы можем найти Бога во глубине самих себя,
вопрошая себя в одиночестве, изучая и развивая свои сокрытые способности, свой
разум и свою совесть. Вселенская |