всё то, что они желали понять.
Именно таким образом они принизили Бога до своего собственного уровня, наделив
его своими страстями и слабостями, преуменьшив Природу и Вселенную, разложив на
разные цвета в призме своего невежества золотой луч Истины. Ясные понятия
естественной религии были произвольно затемнены. Вымысел и фантазия породили
заблужденье, и оно, застыв в догме, встало препятствием на пути народов. Свет
был заслонён теми, кто почитал себя его хранителями, и потёмки, в кои они
желали погрузить остальных, сделались в них самих и вокруг них. Догмы извратили
религиозное чувство, а сословные интересы исказили чувство нравственное. Отсюда
скопище предрассудков, суеверий, злоупотреблений, идолопоклоннических ритуалов,
вид коих вверг стольких людей в отрицание.
VI
Согласно Пифагору, материальная эволюция миров и духовная
эволюция душ происходят параллельно, согласованно и объясняют друг друга.
Великая Душа, разлитая во всей Природе, оживляет материальную субстанцию,
вибрирующую под её воздействием, и производит все формы и все живые существа.
Разумные существа, посредством длительных и сосредоточенных усилий,
высвобождаются из-под власти материи, над коей они, в свою очередь, начинают
господствовать и управлять ею, они добиваются свободы и совершенствуются,
переживая бесчисленную последовательность существований. Таким образом,
невидимое объясняет видимое, и развитие материального мира есть проявление
Божественного Духа.
Как и египетские жрецы, его учителя, Пифагор знал, что
планеты порождены Солнцем и что оне вращаются вокруг него, что каждая звезда
есть солнце, освещающее другие миры и входящее вместе со своей планетной свитой
в одну из звёздных систем, в коих бесчисленно множество миров, управляемых теми
же законами, что и наш. Но знания эти никогда не вверяли письменам. Они
составляли предмет изустного обучения, передаваясь в строжайшей тайне.
Обыватель бы их не понял; их сочли бы противоречащими мифам и, следовательно,
кощунственными.
Потайная наука учила также тому, что
некий неуловимый флюид
разлит повсюду и проникает собою все и вся.3 Эта действующая сила
самого тончайшего свойства, под влиянием воли, изменяется и преобразуется,
разрежается и сгущается соответственно силе и степени возвышения душ,
пользующихся ею и ткущих себе звёздные одежды из её вещества. Она как бы
соединительная чёрточка между духом и материей, и всё - мысли, события -
запечатлевается в ней, отражается в ней подобно тому, как предметы отражаются в
зеркале. Свойствами этого флюида. действием, оказываемым на него волей,
объясняются, например, такие явления, как внушение и передача мыслей на
расстояние. Древние аллегорически называли его "таинственным покрывалом
Изиды" или "мантией Кибелы", коия окутывает всё живущее. Этот же
самый флюид служит средством общения между миром видимым и невидимым, между
людьми и бесплотными душами пространства.
VII
Оккультная |