остальных проявлений её санскритским словом "прана". (Й.Р.)
4 О знаменитом "демоне" Сократа говорится
во многих работах, Сократу посвящённых; немало упоминает о нём в своих диалогах
и Платон; особо затронут этот вопрос в его диалоге "Феаг", ставящем
по этой причине всех критиков в крайне затруднительное положение. Но
Вл.С.Соловьёв справедливо указывает, что для Сократа и Платона природа этого
"демона" выражала некую основную истину, именно то, что "всякое
дело внутреннего усовершенствования человека зависит не от людского произвола,
не от преходящих добрых желаний, а от чего-то более важного и глубокого, чем мы
не можем распоряжаться, а с чем должны сообразоваться. Есть более важный, чем
мы сами хозяин в нашем внутреннем дому, - есть у всех, хотя явственно он
говорит только таким исключительным людям как Сократ - для блага их
собственного и чужого." (Й.Р.)
5 В самом деле, в ту пору, о которой идёт речь,
Греция была факелом человеческой мысли, воплощением человеческого прогресса,
ибо культура греков значительно опережала степень развитости остальных народов
Европы, и в человеческой истории уничтожение Греции означало бы трудно
обратимый шаг назад. (Й.Р.)
6 Это замечание совершенно справедливо. Например,
Йога всегда учила, а данные современной науки подтверждают это, что материя,
составляющая наше тело, целиком и полностью обновляется за определённый
промежуток времени. Так атомы молекул, составляющих кровь, замещаются за период
от нескольких мгновений до нескольких дней; молекул, составляющих различные
ткани - за период от нескольких дней до нескольких месяцев; всего дольше
поддерживается материальный состав костных тканей, на полное обновление которых
требуется от нескольких месяцев до нескольких лет. Таким образом, выходит, что материя,
составляющая тело человека, обновляется целиком и полностью за средний срок в
полтора года, т.е. за это время в его тканях не остаётся ни одного атома,
бывшего в них эти полтора года назад. И если допустить, что человек есть тело,
а этому и учит современная материалистическая наука, то получится, что за
средний срок в полтора года человек перестаёт быть самим собой, превращается в
совершенно другого человека, в другую личность. Неверное допущение в начале
приводит материалистов к абсурдным выводам, впрочем сами до последних они не
доходят, поскольку просто не думают над такими вещами. Возвращаясь к нашему
предмету: хотя материя в человеке всецело обновляется, замещаясь другой, он тем
не менее продолжает оставаться самим собой, ощущая себя некой постоянной
личностной целостностью, что опровергает все теории материалистов и убедительно
показывает, что дух независим от материи и что он стоит выше её. Всякий детский
лепет материалистов о так называемой "постепенной адаптации" атомов,
молекул и клеток к общей системе организма наивен и неуместен, поскольку он не
может объяснить сохранение индивидуальности |