суть причины ослабленья воли и сознания. Оне
разрушают в нас всякую мужественность и заставляют нас терять всякую упругость,
всякую волю сопротивленья в годину невзгод.
Борьба, напротив того, порождает в нас сокровища энергии,
кои накопляются в глубинах души и в конце концов обретают плоть и кровь вместе
с сознанием. После того как на наших низших эволюционных стадиях оне долгое
время были направлены ко злу, вследствие восхожденья и прогресса существа силы
эти мало-помалу преобразуются в энергии к добру. Ибо свойство эволюции состоит
в том, чтоб превращать злые силы души в силы благотворные. Это и есть
божественная высшая алхимия.
Война научает человека презирать боль, противостоять
лишениям и смерти. Внутренние энергии, приобретённые таким образом, вместо
того, чтоб продолжать изливаться наружу, с прогрессом души обращаются позднее
против её собственных страстей и обеспечивают ей торжество в борьбе против
принижающего сексуализма, против зла и страдания.
Угроза иноземных войн может быть столь же целительной для
развивающихся народов, как и для индивидов. Она создаёт единение внутри их.
Гарантированный и длительный мир содействует междоусобным распрям; он
возбуждает гражданскую войну, как мы видим это в настоящую пору в лице стачек,
приумножающихся вокруг нас. В начавшихся битвах, сами неудачи полезнее, чем
триумфы; несчастье сближает души и подготовляет их слиянье. Неудачи - это
удары, наносимые какой-либо нации; но, как и молоток скульптора, удары эти
делают её более прекрасной, ибо каждый из них отдаётся в глубине сердец,
пробуждает там чувства и страсти и извлекает оттуда сокрытые добродетели. И
именно в борьбе с неудачами закаляются и растут характеры.
В грандиозной эволюции существа, самое главное качество -
это храбрость. Без неё как могло бы оно преодолеть бесчисленные препятствия,
накопляющиеся на его пути? Вот почему, в мирах низших, обиталищах и школах
молодых душ, борьба есть общий закон Природы и обществ; ибо в борьбе существо
получает первичные энергии, необходимые ему, чтоб описать позднее свою
беспредельную траекторию во времени и пространстве.
Разве не видим мы этого уже и в этой жизни?
Среди детей,
тот, кто получил хорошее образование, кто был закалён великими примерами или
несчастьем, кто ещё молодым познал воздержанье и жертву, разве не лучше
подготовлен он к тому, чтоб сыграть важную роль, совершить значительное дело?
Тогда как у ребёнка изнеженного, привыкшего к изобилию, к удовлетворению своих
фантазий и капризов, мужественные качества угасают, а пружины души ослабляются.
Избыток благополучья размягчает. Чтоб не задерживаться в пути, нужны
необходимости, подстёгивающие и указывающие, куда итти, опасности, вызывающие
усилие и напряжение.
Что до земных обществ, то их нравственное состоянье можно
уподобить законам атмосферы. Летом, когда эта последняя, после длительного
периода затишья, ухудшается и насыщается нездоровыми испарениями, яростная буря
почти |