в ритме Вселенской Жизни.
IIIC
Чтоб постичь смысл этой жизни, чтоб понять силу, ею
управляющую, надо подняться вплоть до высшего, имманентного, т.е. пребывающего
в себе самом, закона, коий вершит судьбами народов. Поверх совпадений и условий
земных, поверх смешенья фактов, вызванных свободою человеческой, надобно видеть
действие некой безупречной Воли, преодолевающей сопротивленье отдельных воль,
единоличных действий и умеющей претворять отстаиваемое Ею дело. Вместо того,
чтоб теряться в хаосе фактов, нужно объять их целое, понять сокрытую в нём
связь. Тогда проступает вся их канва, соединяющее их сцепленье, открывается их
гармония, в то время как противоречья их стираются и на более высоком уровне
сознания сливаются воедино. Становится понятным, что существует некая сокрытая,
незримая энергия, изливающаяся на существа; сохраняя за каждым определённую
сумму побуждений и стремлений, она облекает их все и увлекает их к одной и той
же, единой цели.
Именно справедливым равновесием индивидуальной свободы и
власти верховного закона объясняются и примиряются все кажущиеся противоречия и
непоследовательности жизни и истории, тогда как их глубокий смысл и конечная
цель их открываются тому, кто умеет постигать сокровенную природу вещей. Вне
этого верховного действия был бы лишь беспорядок и хаос в бесконечном
разнообразьи усилий, индивидуальных порывов, словом, во всей человеческой
деятельности.
IIC
По мере того, как растёт наше знание о Вселенной и о
человеке, понятие сверхъестественного отступает, отодвигается, исчезает. Отныне
мы понимаем: Природа едина, но в необъятности своей она таит внутри себя такие
области и формы жизни, коие издревле ускользали от наших ощущений. Эти
последние суть из числа наиболее ограниченных. Они позволяют нам понять лишь
самые грубые, самые простейшие стороны Вселенной и Жизни. Их бедность, их
недостаточность стала особенно ощутимой в пору изобретения мощных оптических
приборов - телескопа и микроскопа, кои во всех направленьях расширили поле
наших зрительных восприятий. Что знали мы о бесконечно малых существах до
создания увеличительных приборов? что знали мы об этих бесчисленных жизнях,
кишащих и мечущихся вокруг нас и даже в нас самих?
Однако это всего лишь нижние основания Природы и, так
сказать, субстрат жизни, её нижний слой. Но поверх его, уровни следуют за
уровнями и, становясь друг на друга, градируют формы существований всё более
утончённых, эфирных, разумных, поначалу характера человеческого, затем же на
последующих вершинах - ангельского, существований, всегда принадлежащих по
формам своим, если не по своей сути, к тем невесомым состояньям материи, кои
сегодня наука утверждает во многих видах, например, во всей совокупности
опытов, проделанных