упражнениях такого рода шевелятся
одни только губы, душа же остаётся немой. В конце всякого дня, прежде чем
предаться отдыху, будем спускаться в себя, со вниманием рассматривать поступки
свои. Будем уметь осуждать дурные, дабы избежать их возврата, и приветствовать
благие и полезные. Попросим Высшую Мудрость помочь нам осуществить в самих себе
и вокруг себя совершенную и нравственную красоту. Вдаль от земли вознесём
помыслы наши. Пусть душа наша, радостная и любящая, устремится к Всевышнему!
Она ниспустится с этих высот с сокровищами терпения и храбрости, кои облегчат
ей исполнение своего долга, своей задачи совершенствования.
XC
Было бы ошибкой верить, будто всего можно добиться молитвой,
будто действенность её достаточно велика, чтобы отвратить от нас испытания,
неотъемлемые от жизни. Закон непреложной справедливости не предназначен
приноравливаться к нашим капризам. Беды, которые нам бы хотелось от себя
отвратить, порою бывают необходимым условием нашего прогресса. Устранить их
значило бы сделать нашу жизнь бесплодной и бесполезной. С другой стороны, как
бы Бог мог пойти навстречу всем желаниям, кои люди выражают в своих молитвах?
Большинство их даже неспособно распознать, что им наиболее подходит, что им
всего более полезно. Некоторые просят богатства, не зная того, что оно было бы
для них несчастьем, дав свободный выход их страстям.
В молитве, коию он каждый день обращает к Всевышнему, мудрец
не просит того, чтоб судьба его была счастливою, или того, чтобы страдание,
разочарования, невзгоды были отвращены от него. Нет! Чего он желает, так это
познать закон, чтобы лучше следовать ему; о чём он молит, так это о помощи
свыше, о содействии благосклонных духов, с тем чтобы достойно перенесть дурные
дни. И хорошие духи отвечают на его призыв.
Они не пытаются воспрепятствовать свершению справедливости,
помешать исполнению божественных постановлений. Сочувствуя человеческим
страданиям, кои они сами познали, претерпели, они приносят своим земным братьям
вдохновенье, которое поддерживает их в борьбе с материальными влияниями; они
покровительствуют всем благородным и целительным мыслям, всем порывам души,
которые, вознося людей ввысь, освобождают их от искушений и ловушек плоти.
Молитва мудреца, которую он совершает в глубокой сосредоточенности, вне
каких-либо самолюбивых помыслов, пробуждает в нём некое предчувствие долга, она
зарождает в его душе настолько высокое чувство истины, блага и справедливости,
что оно ведёт его сквозь все трудности существования и поддерживает его в
тесной связи с великой вселенской гармонией.
Но Верховная Сила представляет не только справедливость, она
также доброта - необъятная, бесконечная, вспомогающая. И почему бы нам не
добиться молитвами своими того, что совмещает в себе доброту со
справедливостью? Мы всегда можем испросить поддержки и помощи в годину невзгод.
Но один только Бог знает, что нам всего более подойдёт и что нам действительно
нужно; |