мы осознаём, что принципы новейшей
философии были распространены во всём галльском обществе, что ими вдохновлялись
его учреждения и обогащался ими его гений.
Этот великий свет, озарявший землю Галлии, внезапно погас.
Грубая рука Рима, изгнав друидов, уступила место христианским священникам.
Затем пришли варвары, и тогда мысль человеческую окутала ночь, ночь
средневековья, длившаяся десять веков, столь тёмная и непроглядная, что
казалось, будто лучи истины никогда не смогут её рассеять.
Наконец после медленного и мучительного прорастания вера
наших предков, омоложенная, дополненная научными работами, интеллектуальными
завоеваньями последних веков, смягчённая под влияньем христианства,
возрождается в некой новой форме. Сыны галлов, мы продолжаем дело наших отцов.
Вооружённые философской традицией, бывшей величьем их, просвещённые как и они о
тайнах жизни и смерти, мы предлагаем современному обществу, наводнённому
материальными инстинктами, Ученье, коие приносит ему, вместе с моральным
подъёмом, средства обеспечить и в здешнем мире царство справедливости и
истинного братства. Важно, стало быть, вспомнить, чем было, с точки зренья вер
и стремлений, это прошедшее нашей расы. Важно увязать современное философское
движение со взглядами и убежденьями наших отцов, столь рациональными ученьями
друидов, основанными на изучении Природы и наблюденьи над силами психическими,
и показать в этом спиритуалистическом обновлении подлинное воскресенье гения
Галлии, восстановление национальных традиций, коие столько столетий угнетенья и
заблуждения смогли лишь завуалировать, но не разрушить.
Главным основанием друидизма была вера в последовательные и
всё более полные жизни души, при её восхожденьи по лестнице миров. Именно на
этом фундаментальном понятьи судьбы я и считаю своим долгом настаивать здесь.
Я бы хотел иметь запасы красноречья и убеждения, коими
обладает только гений, для того чтоб изложить великий закон "Триад"4
и сказать, как из глубин прошлого, из недр жизненных бездн непрестанно исходят,
развёртываются и поднимаются длинные вереницы душ. Духовное начало, нас
одушевляющее, должно спуститься в материю, чтобы индивидуализироваться и
образовать, а впоследствии развить, своей медленной вековой работой сокрытые в
нём способности и своё сознательное "Я". Со ступени на ступень,
человек готовит себе формы, организмы, приспособленные к потребностям его
эволюции, формы тленные, коие он оставляет в конце каждого существованья как
изношенное платье, чтобы найти себе другие, более прекрасные, лучше
приспособленные к необходимостям его возрастающих задач.
На всей длине своего восхождения человек остаётся един со
средою, им обитаемой, связанным с себеподобными таинственным сродством,
содействуя их прогрессу, как и они трудятся для прогресса его. Из жизни в
жизнь, он снисходит в горнило человечества всё более просторное, всегда
переменчивое, чтобы обрести новые добродетели, знания, |