качества. Затем, когда
он приобрел в каком-либо мире все то, что тот мог ему дать из знания и
мудрости, он возносится к обществам лучшим, к областям лучше устроенным,
увлекая всех, кого он любит, с собою.
К какой цели поднимается он? Каков будет крайний предел его
усилий? Цель эта представляется столь далёкой! Разве не безумие стремиться к
достижению её? Мореплаватель, движущийся по бескрайним одиночествам океана,
избрал целью пути своего звезду, свет коей брезжит где-то там на горизонте. Как
смог бы он её достичь? Непреодолимые расстоянья разделяют их! И всё же звезду
эту, затерянную во глубине небес, он однажды сможет узнать, в ином времени и в
ином обличьи своём. Также и земной человек, каковым в данный миг мы являемся,
однажды узнает миры счастливой и совершенной жизни. Совершенство в полноте
своего существа - вот цель. Всегда учиться, углубляться в божественные тайны.
Беспредельность влечёт нас. Мы проводим вечность, пробегая бесконечность,
вкушая ее великолепия, опьяняющие красоты. Становиться всё
лучше, всё больше
умом и сердцем, проникаться всё более прекрасною гармонией, насыщаться светом
всё более ярким, увлекать за собою всё, что страдает, всё, что не знает, - вот
она цель, указанная каждой душе божественным законом.
Что может быть выше этой идеи о жизни в понятии
"Триад"? Человек, творец своих судеб, своими делами создаёт самого
себя и строит своё будущее. Действительная цель существования - это возвышенье
чрез усилие, чрез исполненье долга, чрез само страдание. Чем более жизнь эта
богата горечью, тем более она плодотворна для того, кто переносит её со
смелостью. Она словно ристалище, где смелый проявляет свою храбрость, завоёвывает
себе более высокий ранг; это горнило, в коем ненастье, испытания делают для
добродетели то же, что огонь производит с металлами, которые он очищает и
облагораживает. Сквозь множество жизней и различные условия человек проходит
свой земной путь, переходя от одной жизни к другой, после поры отдыха и
сосредоточенья в пространстве; непрестанно, он продвигается по этому пути
восходящему, коему несть конца. Мучительны и тяжелы почти все существования в
здешнем мире, но плодотворны также, ибо чрез них возрастают души наши,
увеличиваются силы и мудрость.
Такое Учение может сообщить обществам человеческим ни с чем
не сравнимое стремленье к добру. Оно облагораживает чувства, очищает нравы; оно
отстраняет также ребячества мистицизма и сухость позитивизма.
Учение это - наше исконное достоянье. Верованья наших отцов
проступают вновь - расширенными, опирающимися на целое сомножество фактов,
откровений, феноменов, установленных современной наукой. Верования эти
привлекают к себе вниманье всех мыслителей.
CXXII
Плоть есть гасильник, коий душит воспоминания; мозг человеческий, кроме случаев
исключительных, может воспроизводить лишь впечатления, отмеченные им самим. Но
история всей нашей жизни остаётся вписанной в глубинах нашего сознания. |