и
звенья этой гигиены души.
Невозможно переоценить значенье тех последствий, кои знанье
действительной цели существованья имеет для улучшенья и возвы шения человека.
Знанье о том, куда мы идём, придаёт твёрдость шагам нашим, сообщает действиям
нашим могучее побужденье к постигнутому идеалу - таково немедленное следствие
этого знания.
Ученья о небытии превращают эту жизнь в бессмысленный тупик,
и люди логически приходят к чувственности и беспорядку. Религии же, заключая
смысл существованья в дело личного спасенья, очень спорного к тому же,
рассматривают это существованье с эгоистической и крайне ограниченной точки
зрения.
Но Философия Духов всё ставит на свои места: мы сходим с эгоистической
точки зрения и наш кругозор расширяется. То, к чему мы должны теперь
стремиться, не есть больше земное счастье - ибо счастье в здешнем мире не что
иное, как химера - но постоянное улучшенье и самосовершенствование; и средством
осуществленья этого улучшения является следованье нравственному закону во всех
его формах.3
С таким идеалом общество неразрушимо; оно бросает вызов всем
случайностям, всем событьям. В несчастье оно лишь возрастает, оно обретает в
нём средства ещё подняться над самим собою. Но лишённое идеала, усыплённое
умствованиями, софизмами сенсуалистов, всякое общество может лишь коснеть и
терять силы; его вера в прогресс, в справедливость угасает вместе с его
мужеством; вскоре оно становится всего лишь телом, лишённым души, и неизбежно
делается лёгкой добычей своих врагов.
Счастлив человек в этой жизни, полной тьмы и ловушек,
неустанно ступающий к высокой цели, к цели, которую он различает впереди себя,
коию он знает, в коей он уверен! Счастлив тот, кого вышнее вдохновенье ведёт в
делах его и влечёт вперёд. К наслажденьям он остаётся холоден; соблазны тела,
обманчивые виденья фортуны не имеют над ним власти. Он странник в пути, цель
зовёт его; и он устремляется вперёд, чтоб достичь её.
LXXVIII
Вера есть мать благородных чувств и
великих деяний. Человек,
глубоко убеждённый, остаётся непоколебим пред лицом опасности как и среди
испытаний. Поверх соблазнов, лести, угроз, над голосами страсти, слышит он иной
голос, коий раздаётся в глубинах его сознанья и коего звуки побуждают его к
борьбе, поддерживают его в часы опасности.
Для того, чтоб произвесть такие плоды, вера должна покоиться
на прочном основании, которое доставляется ей свободой анализа и мысли. Вместо
догм и мистерий она должна признавать лишь те принципы, кои вытекают из прямого
наблюденья, из изученья законов Природы. Именно таков характер Спиритической
Веры.
Философия Духов предлагает нам такое верованье, коие, будучи
разумным, от того лишь ещё больше выигрывает в своей силе. Познанье невидимого
мира, пониманье высшего закона справедливости и прогресса, всё это сообщает
вере двойственный характер спокойствия и уверенности.
И чего, в самом деле, можно бояться, когда знаешь, что ни
одна |