созидают жизни наши, не могло бы
осуществиться без сопряжённого действия человека и его братьев незримых.
CXXXI
В действительности, каждая душа имеет в этом мире своё
назначенье. Удел большинства - назначенья скромные, тёмные, неприметные; другие
имеют задачи более высокие, соразмерные их склонностям, качествам,
приобретённым в эволюции сквозь века. Одним лишь благородным душам отведены
назначенья высокие, увенчивающиеся мученичеством. Каждое земное существованье,
мы знаем это, есть составляющая необозримого прошлого труда и испытаний.
CXXXII
Мы говорим о душах иссохших, чёрствых. Число их у нас
велико. В течение целого века скептицизм делал тёмную свою работу. Он всё более
силится обеднить источники жизни и мысли. Скептицизм - далеко не сила, не
достоинство, это скорее болезнь ума. Он разрушает, уничтожает доверие, которое
мы должны питать к самим себе, к нашим сокрытым ресурсам, веру в возможности
нашего развития, роста, совершенствованья с помощью постоянного усилия на
великолепных планах Вселенной, веру в тот верховный закон, коий влечёт существо
из глубины жизненных бездн и открывает его почину, его стремленью беспредельные
перспективы времени и необозримого театра миров.
Скептицизм мало-помалу ослабляет пружины души, размягчает
характеры, погашает плодотворное и созидательное действие. Могучий чтобы
разрушать, он ни разу не породил ничего великого. Возрастая, он может стать
бедствием, причиною упадка и смерти народа.
Критицизм - это продукт скептического духа нашего времени.
Он совершил медленную работу разложения; он превратил в пыль всё то, что
составляло силу и величье духа человеческого. Литература есть главное средство
его влияния. В этой области Ренан был творцом школы и как бы моделью жанра.
Анатоль Франс в настоящее время наиболее знаменитый представитель этой школы,
каждый день набирающей среди нашей молодёжи многочисленных сторонников.2
Новое поколенье позволяет соблазнить себя изяществом слога и магией выражения
своих предшественников, а также тем зловредным обстоятельством, что
критиковать, высмеивать легче, чем глубоко изучать какой-либо предмет и делать
логично выводы. Мало-помалу, таким образом отказываются от
всякого убежденья,
от всякой высокой веры, чтобы замкнуться в некоем роде туманного и бесплодного
дилетантизма. Хорошим тоном считается позировать в роли людей трезвых,
разочарованных, лишённых каких-либо иллюзий, любое усилие почитать тщетным,
истину недостижимой, избегать всякого тяжёлого дела, довольствуясь
сопоставленьем мнений и идей, для того чтоб обработать их иронией и превратить
в нелепую шутку.
Метода столь же недостойная, сколь и зловещая, ибо она
ослабляет ум и способность суждения. Из этого, с течением времени, следует
чувствительное ухудшение мужественных качеств нашей расы, пренебрежение
серьёзными обязанностями существования, незнание цели жизни, коие постепенно
вытесняет всё, проникает вплоть до сердца народа |