(Й.Р.)
4 Речь идёт о галлах, предшественниках французов. (Й.Р.)
5 Здесь и далее см. для сравнения Рериховскую "Агни-Йогу. Мир
Огненный", где предмет этот рассматривается особо. (Й.Р.)
CXLI
Свобода воли есть не что иное, как индивидуальное приложение
принципа свободы. Свобода есть главнейшее условие развития, прогресса, эволюции
человека. Закон эволюции, предоставляя нам заботу созидать во времени самих
себя, нашу личность, наше сознание и, следовательно, нашу судьбу, должен
предоставить нам и средства, обеспечивающие нам свободу выбора между добром и
злом, поскольку достоинства, приобретённые нами, и есть награда нам за
возвышение наше.
CXLII
Что касается до забвения воспоминаний о предшествующих наших
жизнях, то оно, как мы видели, не настолько полно, как то утверждают, и если бы
большинство людей отдалось более внимательному изучению своей собственной
психики, то они без труда нашли бы там следы прошлых своих жизней.
Как то убедительно показывает г-н Бергсон
в своей прекрасной
книге "Созидающая Эволюция", доводы, которые приводят в качестве
возражения на это, ничего не могут доказать. Даже в нынешней жизни человека, и
особенно в сомнамбулическом состоянии, противостоящем состоянию обычного
бдения, наблюдаются затмения памяти, делающие понятным стирание более далёких
воспоминаний. Всем спиритам хорошо известно, что подобное забвение нашего
прошлого лишь временно и случайно.
Как бы мало ни был дух развит, полное воспоминание о прожитом
прошлом восстановится для него в мире загробном, и восстанавливается даже и в
ходе данного существования - во время сна. В состоянии высвобождения он сможет
восстановить связь причин и следствий, составляющих ткань его судьбы. И только
лишь в пору материальной борьбы воспоминание это стирается, и стирается оно как
раз для того, чтоб оставить нам полноту нашей волевой свободы, необходимой нам
дабы преодолеть трудности, выдержать испытания земные и пожать все плоды этого.
В общем, забвение прошлых жизней для большинства
человеческих душ на недостаточно высокой ступени их развития должно
рассматриваться как благо. Слишком часто ведь воспоминания эти были бы для них
полны унизительных откровений и неразрывно связаны с сожалениями, опаляющими
словно огонь. Не парализовывать себя, устремив взор на скверное прошлое своё,
но намечать цели усилий своих и направлять полёт способностей наших в будущее
надлежит нам.
Ведь разве не говорит поговорка, что коль скоро кто взялся
пахать, то ему не должно оглядываться? В самом деле, дабы вполне прямо провести
борозду, т.е. встречать и проводить бои жизненные с каким-либо толком, не
следует быть осаждаемым вереницею дурных воспоминаний.
Лишь позднее, в космической жизни, и в особенности на более
высоких уровнях эволюции, душа человеческая, освобождённая от ига плоти,
скинувшая с себя тяжкое покрывало материи, ограничивающей и сковывающей её
восприятия, может |