Тайны руки |
два века назад: "Великая мировая система покоится на известных основаниях гармонии, бытие, форма и действия которых во всех вещах, как общих, так и специальных, — естественное следствие. Эти основы гармонии называются числами. Тот, кому они известны, знает и законы существования природы, и сравнения их соотношений, род и меру их действия, связь всех вещей и всех действий, физическое и механическое строение мира. Числа — это невидимые сосуды существ, как тела их — сосуды видимые. Это значит, что вещество имеет два свойства: видимое и невидимое. Первое есть видимая форма — тело; форма невидимая — число. Ясно, что существуют невидимые оболочки, ибо каждое существо имеет причину форму, но причина и форма — это две противоположности, которые не могут соединиться без известных уз, скрепляющих их. В этом и заключается функция числа. Как законы и качества существ отражены в их наружности, так законы и качества вещей невидимых отражены в невидимых числах. Идеал, подобно физическому телу, имеет число, меру и вес, познаваемые только разумом. Правда, истинные мировые числа бесконечны, но ход их правилен и прост, ибо все покоится на основных числах — от одного до десяти. Их бесконечность сама по себе основывается на бесконечном числе существ, и это тем более верно, что одинаковые имеют различные качества. Итак, есть числа для выражения субстанции существ, их действий, их долговечности и степени их прогресса. Есть также соединенные числа для выражения различных отношений и различных положений существ: их действия и их бытия. Есть также центральные числа и числа окружности; есть ложные и нечистые числа. Несмотря на их бесконечное соединение, идея их весьма проста, потому что исчисляется от первой основной цифры до десяти и простых чисел; эти же последние снова содержатся в четырех первых основных числах, соединение которых (сложение) даст десять. Мы видим здесь, почему число десять было так высоко чтимо пифагорейцами. Это было их наиболее возвышенное число. Они клялись четырьмя, и клятва была более священна, чем можно вообразить. В этом числе были все симфояии и силы природы. Десять было мировым числом. Следуя Пифагору, числа — это основания высшего разума и единственное средство, посредством которого вещи выражаются сами собою; единение всех чисел соединяет миры, или основание согласия существ и их действий, являет гармонию всего сущего. Вследствие этого Пифагор смотрел на астрологию и астрономию как на ветки, стремящиеся из одной науки". Пифагор делает также различие между числами и знаками, которые могут быть сочтены: первые — это назначения (terminationes) и состоят только из духовных величин; вторые, напротив, имеют предметом телесные вещи и представляют собой видимое выражение невидимого. По Пифагору, все духовные знаки есть лучи, отражения (emanationes) единства, |
< | 1 | ... | 124 | 125 | 126 | 127 | 128 | 129 | 130 | 131 | 132 | 133 | 134 | 135 | 136 | 137 | 138 | 139 | 140 | 141 | 142 | 143 | 144 | 145 | 146 | 147 | 148 | 149 | 150 | 151 | 152 | 153 | 154 | 155 | 156 | 157 | 158 | 159 | 160 | 161 | 162 | 163 | 164 | 165 | 166 | 167 | 168 | 169 | 170 | 171 | 172 | 173 | 174 | 175 | 176 | 177 | 178 | 179 | 180 | 181 | 182 | 183 | 184 | 185 | 186 | 187 | 188 | 189 | 190 | 191 | 192 | 193 | 194 | 195 | 196 | 197 | 198 | 199 | 200 | 201 | 202 | 203 | 204 | 205 | 206 | 207 | 208 | 209 | 210 | 211 | 212 | 213 | 214 | 215 | 216 | 217 | 218 | 219 | 220 | 221 | 222 | 223 | 224 | 225 | 226 | 227 | 228 | 229 | > |