В поисках своей идеи 1 |
форму, что означает, что форма принимает наглядное представление. "То" не имеет ощущений и само не может быть ощущением, а значит оно не дано мышлению ни как эмпирический опыт, ни как предмет. Оно не может быть предметом мышления опять же потому, что не дано в какихто наглядных формах. В данном случае речь идет только об эмпирическом мышлении. Благодаря этому "то" готовая форма имеется в душе a priori и не связана с ощущением. И. Кант пишет, что она может быть рассматриваема отдельно от всякого ощущения. Все это И. Кант называет чистым (в трансцендентальном смысле) наглядным представлением. "Науку о всех априорных принципах чувственности я называю трансцендентальной эстетикой " (36). Таким образом, в трансцендентальной эстетике И. Кант отвлекается от чувственности и от понятий и оставляет только эмпирическое наглядное представление. От последнего отделяется все, что принадлежит ощущению, в результате остается только чистая форма явления. "При этом исследовании оказывается, что существуют
только две чистые формы чувственного наглядного представления, как принципы априорного знания, именно пространство и время..." (36). Они находятся в душе без относительно какоголибо предмета и вне ощущения, их можно назвать чистой формой чувственности .
О пространстве У И. Канта не возникает сомнения, что предметы находятся вне человека, но который посредством свойств своей души имеет представления о предмете. У него так же не вызывает сомнения, что предметы обязательно находятся в пространстве. "В нем предметы или определены или определимы их формы, величина и отношение друг к другу" (37). Пространство имеет ряд весьма характерных свойств. Оно определяет формы предметов, причем не только в статике, но и в процессе в отличие от распространенного мнения, что предметы своей формой определяют и формируют пространство. Последнее более понятно, поскольку человек наблюдает предметы, может их чувствовать, ощущать и при этом всегда в какойто форме, в отличие от пространства, которое он может только мыслить. Пространство, по И. Канту, определяет не только форму, но и величину предмета, а также отношение предметов друг к другу. Можно согласиться с тем, что пространство определяет форму и даже величину, но и отношение между предметами: последнее сложное понятие, его наглядно не представить, данный тип отношений можно только мыслить. Естественно, пространство не существует вне времени, но какого времени. Оказывается оно существует только в нас как форма осознания самой души. Душа (внутреннее чувство), посредством которой мы имеем наглядное представление, о самой себе ничего не говорит. И это верно: то, посредством чего мы имеем представление, не может быть определено посредством этого представления. |
< | 1 | ... | 165 | 166 | 167 | 168 | 169 | 170 | 171 | 172 | 173 | 174 | 175 | 176 | 177 | 178 | 179 | 180 | 181 | 182 | 183 | 184 | 185 | 186 | 187 | 188 | 189 | 190 | 191 | 192 | 193 | 194 | 195 | 196 | 197 | 198 | 199 | 200 | 201 | 202 | 203 | 204 | 205 | 206 | 207 | 208 | 209 | 210 | 211 | 212 | 213 | 214 | 215 | 216 | 217 | 218 | 219 | 220 | 221 | 222 | 223 | > |