В поисках своей идеи 1 |
Оно определяется только через какойто третий объект. У И. Канта это время: "...именно все, что принадлежит к внутренним определениям, представляется в отношениях времени. Вне себя мы не можем представить времени, точно так же, как пространство нельзя представить находящимся внутри нас" (37). Тогда получается, что время в какомто смысле, во всяком случае опосредовано, определяет пространство. Так что же такое пространство и время? Существуют ли они сами по себе, или же они суть только существования вещей, даже если они имеют исключительно внутреннее представление души. Другими словами, вещи существуют как действительные сущности (и в этом плане не имеющие отношения к человеку, как объективная реальность), тем самым определяющие пространство и время, присущие им изначально и выступающие как их сущность. И. Кант излагает известную точку зрения, что отношения предметов определяют пространство и время. Или же они только присущи наглядному представлению, душа как бы приписывает их предметам. Здесь И. Кант излагает вторую, так же весьма распространенную точку зрения:
пространство и время определяются волей сознания. Что же такое пространство, по И. Канту? 1. Пространство это нечто, что отвлекается от внешнего и находится вне эмпирического опыта. И. Кант приводит удивительный по своей логичности аргумент. Для того чтобы ощущения могли быть соотнесены между собой или с чемлибо еще, должно быть нечто, которое может быть основой такого соотношения и должно находиться вне предметов. "Представление пространства не может быть заимствовано из отношений внешних явлений путем опыта: сам этот внешний опыт впервые становится возможным благодаря представлению пространства" (38). Оказывается, по И. Канту, предметы не формируют пространство, но и пространство не определяет предметы. Речь вообще не идет о существовании или образовании пространства и предметов посредством друг друга, во всяком случае в непосредственном виде. Эмпирический опыт как форма деятельности человека, опыт, который определяет отношения вещей друг к другу и соответственно человека к ним, возможен только в том случае, если существует представление о пространстве. Представление о пространстве определяет отношения вещей, предметов друг к другу посредством эмпирического опыта. Пространство, таким образом становится третьим субъектом, через которого вступают во взаимоотношения все остальные субъекты эмпирического мира. Оно существует вне человека. 2. Пространство становится априорной основой наглядных представлений. Оно как некая абстракция, как чистая форма; нельзя представить себе, что пространство не существует, но можно представить, что в нем нет предметов. Можно провести аналогию с математическим законом: вне предметного мира он не существует, но в нем самом предметного мира нет. Пространство "есть |
< | 1 | ... | 166 | 167 | 168 | 169 | 170 | 171 | 172 | 173 | 174 | 175 | 176 | 177 | 178 | 179 | 180 | 181 | 182 | 183 | 184 | 185 | 186 | 187 | 188 | 189 | 190 | 191 | 192 | 193 | 194 | 195 | 196 | 197 | 198 | 199 | 200 | 201 | 202 | 203 | 204 | 205 | 206 | 207 | 208 | 209 | 210 | 211 | 212 | 213 | 214 | 215 | 216 | 217 | 218 | 219 | 220 | 221 | 222 | 223 | > |