В поисках своей идеи 1В настоящей работе обращено внимание только на один методический аспект социологии - умение задавать вопросы, чтобы получать адекватные ответы |
Когда человечество осознало, что является особым образованием, оно поставило задачу понять себя. Так появилась социальная философия, а затем социология как специальная наука об обществе. Однако, исследуя социальные процессы и явления, социология практически не занималась собственно своими проблемамикак методологией (прежде всего) и методикой исследований. Нередко происходило смешение понятий "социальное знание" и "социологическое знание", подмена одного другим. Социальное знание представлялось в научной литературе как социологическое, а в социологию включали фактически все социальное знание, хотя социология изначально была определена как наука, исследующая общество, социальные процессы и институты в соответствии со своими законами и правилами познания. Задача социологиивыяснить, как человек познает, исследует социальный мирзаменялась знанием о социальном мире. Специфика социального мира предполагает и особые методы его познания. В исследовании социального, безусловно, использовались специальные методология и методы, но по большей части неосознанно, скорее интуитивно. Социальное знание добывалось, обрабатывалось, систематизировалось, представлялось и оформлялось, но как это делалось? Сложный механизм получения знания с его законами и правилами, особенностями оставался нераскрытым. В настоящей работе обращено внимание только на один методический аспект социологииумение задавать вопросы, чтобы получать адекватные ответы. Может быть, умение задавать вопросы есть краеугольный камень всего процесса познания, в том числе и социологии. Методологически и методически правильно поставленный вопрос означает получение нового знания на основе осознания имеющегося знания, т.е. исследование неизвестных областей в частности социального. Таким образом можно заключить что предметом социологии является прежде всего то знание, которое находится в сознании человека в различных формах это весьма принципиальное положение. Объективный мир ставит задачи, ответы на которые человек в первую очередь ищет в своем прошлом проверенном знании и проверяет их путем положительной реакции природы на свои действия. Иначе говоря, человек как бы спрашивает природу: правильно ли я тебя понял? Получив положительный ответ, он смело вступает в новый для него мир. Понять неизвестное можно только посредством известного и никак не иначе. Что же изучает социология? Только законы социального образования или социальные законы, причем в "чистом" виде, примерно так же, как это делает математика, разрабатывая "чистые" математические законы. Научное знание всегда осознанно в отличие от обыденного представления,
которое по большей части интуитивное. Человек не смог бы жить в пространственном мире физических величин, если бы не знал законов пространственной |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 | 79 | 80 | 81 | 82 | 83 | 84 | 85 | 86 | 87 | 88 | 89 | 90 | 91 | 92 | 93 | 94 | 95 | 96 | 97 | 98 | 99 | 100 | ... | 223 | > |