Хирософия |
ее влиянию. Конечно, такой способ объяснения, полный смысла для каббалиста, астролога или мистика, у представителя так называемых точных наук вызовет в лучшем случае лишь улыбку недоумения. Официальная наука вообще считает «науку о руке» нелепой фантазией, научно необоснованной, или шарлатанством, недостойным того, чтобы серьезно о нем говорить. Противники хирософии утверждают, что формы человеческого тела, вообще, и руки, в частности, никак не связаны с его умственными и духовными функциями и являются лишь результатом определенных внешних условий, влияющих на развитие той или иной формы человеческого тела. До известной степени, конечно, это верно. Но то обстоятельство, что при обмороках, параличе, столбняке, а также при наступлении смерти линии на ладонной поверхности руки теряют свою резкость, а иногда и совершенно исчезают, говорит в пользу того, что линии эти каким-то образом связаны с психической жизнью человека. В пользу этого же мнения говорит и тот факт, что у кретинов, идиотов и слабоумных руки от рождения гораздо менее развиты, чем у людей умственно нормальных. Немаловажное значение имеет и то обстоятельство, что степень силы воли человека можно определить по степени развития большого пальца. Ньютон говорил: «Не будь других доказательств бытия Божия, меня убедило бы в нем существование большого пальца». Обезьяны, наиболее развитый класс животных, отличаются от всех других стоящих на низшей ступени развития именно наличием рук, а человек отличается от обезьян анатомическими признаками, в частности развитием большого пальца. Обезьяны также имеют большой палец, но он настолько у них ослаблен, что некоторые естествоиспытатели не считают его даже прообразом большого пальца. Римляне презрительно называли pollex truncatus, т. е. «отрезанный большой палец», тех, кто из трусости изувечивал себе большой палец, чтобы избежать военной службы; отсюда французское слово poltron, обозначающее труса. Желающие глубже ознакомиться с той ролью, какую играл большой палец в создании человеческой культуры и цивилизации, могут обратиться к сочинениям знаменитого французского философа XVIII века Гельвеция. Материалисты утверждают, что форма руки зависит исключительно от рода занятий человека, и поэтому у ремесленников, выполняющих тяжелую механическую работу, более развитая рука, нежели у лиц, занимающихся интеллектуальным трудом. Совершенно справедливо, конечно, что руки кузнеца, вынужденного с утра до вечера поднимать и опускать тяжелый молот, иные, чем, скажем, руки писателя; однако различие это касается лишь более или менее сильного развития отдельных мышц руки, а также более или менее грубой кожи; свойственная же человеку от рождения форма руки не зависит от рода деятельности. Впоследствии мы еще вернемся к обсуждению вопроса о различных формах руки и их значении; пока же остановимся |
< | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | > |