Тайны руки |
и стремление повиноваться' им. Душа, как искра Божья, покинувшая небо, должна снова возвратиться на небо. Таким образом древние маги объясняли неравенство жизненных условий для разных личностей — неравенство, которое кажется нам несправедливостью. И эта доктрина имеет высокий нравственный смысл. Человек богатый, но злой и несправедливый, должен ждать возмездия по делам своим; человек, удрученный страданиями, видит в своей страдальческой жизни искупление свое и уповает на лучшую участь, сожалея о своих мучителях, обреченных испытать впоследствии его собственные муки; это упование на лучшее будущее придает страдальцу силы терпеливо переносить свои горести и мучения. Вещество интеллектуальное (le corps sideral) относится к душе, так же как инстинкты относятся к нему самому; оно занимает середину между душой и телом. По мнению каббалистиков, малопомалу оно принимает форму того животного, которое более всего подходит к наклонностям человека, и изменяет самые черты лица и походку, придавая человеку сходство с этим животным. Мало того, каббалистики утверждают, что существо интеллектуальное (le corps sideral) не всегда одного пола с материальным человеком, ибо часто замечается в людях некоторая степень гермафродизма: если мужчина поддается влиянию мелочных ощущений, он теряет свою мужественность и по своим вкусам, привычкам и действиям становится похожим на женщину, точно так же бывает и с женщиной, когда она теряет свою женственность; это извращение своей природы ведет иногда к самым безобразным поступкам. Этот самый гермафродизм, направленный разумно, производит благие последствия; в мужчинах он пробуждает поэтические способности, сострадательность, преданность, женщине придает энергию, необходимую в добродетели. Материальные излишества отражаются на организме интеллектуальном (corps sideral) и, следовательно, воздействуют и на мозг. Именно таким образом объясняются нервные болезни, потому что тогда тело страдает от бессилия души. Часто болезнь зарождается от материальных излишеств, и, наоборот, часто нравственное страдание имеет результатом физическую болезнь. Душа служит единственным отличием человека от животных, которые не лишены элемента интеллектуального (corps sideral): они также чувствуют влияние звездных лучей, как сомнамбулы, усыпленные гипнотизером. Животные угадывают грозу, землетрясения и всякие великие перевороты в природе; они также предчувствуют сверхъестественные явления. "Инстинкт, — говорит Кювье*, — есть чтото вроде призрака, который неотступно следует за животным, и в центре их ощущений (sensoriumcommune), кажется, постоянно живут врожденные чувства и образы, которые управляют их действиями, как у человека минутное влечение иногда заставляет его действовать решительно". Идиоты, действующие всегда под влиянием инстинктов, нередко |
< | 1 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 | 79 | 80 | 81 | 82 | 83 | 84 | 85 | 86 | 87 | 88 | 89 | 90 | 91 | 92 | 93 | 94 | 95 | 96 | 97 | 98 | 99 | 100 | 101 | 102 | 103 | 104 | 105 | 106 | 107 | 108 | 109 | 110 | 111 | 112 | 113 | 114 | 115 | 116 | 117 | 118 | 119 | 120 | 121 | 122 | 123 | 124 | 125 | 126 | 127 | 128 | 129 | 130 | 131 | 132 | 133 | 134 | 135 | 136 | 137 | 138 | 139 | 140 | 141 | 142 | 143 | 144 | ... | 229 | > |