Тайны руки |
много переходных степеней, как и между первыми двумя сферами: это люди гениальные. Итак, вот три степени для развития человеческой личности: жизнь инстинктивная, когда человек стоит ниже посредственности; жизнь умственная, когда человек находится на точке равновесия; жизнь самодеятельная — в это время человек находится на высшей какой он может достичь. Специализация открывает человеку его истинное назначение; заря бесконечного светит ему, и он предвидит свое конечное призвание. Таким образом, существуют три пульса: материальный, духовный и божественный, — три формы, выражаемые действием, словом и молитвой. Человек, подчиненный инстинктам, требует фактов; способный мыслить отвлеченно ищет идеи; специалист, гений стремится к Богу, которого он ощущает и созерцает". Вполне уважая воззрения Бальзака, мы в то же время находим в них некоторую несостоятельность. Бальзак признает три ясно определенные сферы. Он признает также переходные степени между ними и в то же время утверждает, что человек не может возвышаться, переходя от низшей сферы к высшей. По нашему мнению, это заблуждение, так как положение это прямо отрицает движение и борьбу: две силы, которые дают жизнь всему миру. Оно отрицает также свободную волю и приводит человека к безнадежному унынию. Да Бальзак и сам противоречит себе. Три сферы ярко им обозначены. Сначала он говорит: люди, подчиняющиеся одним инстинктам, живут и умирают, не возвышаясь до второй высшей степени человеческой личности. А далее продолжает: "Лучшие гении мира — те, которые возвысились из мрака отвлеченных соображений до ясности внутреннего понимания специальности". Если приверженцы отвлеченных идей могут выходить из своей категории, то и живущие под влиянием, инстинктов могут возвышаться до следующей сферы: иначе это было бы не только несправедливо, но и дисгармонично, что никогда не встречается в природе. Необходимость борьбы Гений Бальзака угадывал истину, но он часто увлекался своей любовью ко всем наукам и потому не мог всего предугадать и прочувствовать. Ни в одном из его мистических сочинений нет того положения, что борьба есть закон жизни; что человек, дитя Земли, постоянно должен бороться за свою жизнь, подобно тому как Земля постоянно притягивается и отталкивается противодействующими силами и тем свое движение, которое само есть жизнь. Если бы силы, действующие на Землю, на мгновение прекратили свое действие, она исчезла бы, падая в бесконечное пространство; если человек остановится в борьбе за свою жизнь, его карьера кончена — он должен будет умереть. Спокойствие старика есть результат его'бессилия. Для этой непрестанной борьбы даны нам страсти, совесть и стремление к добродетели. С первых дней существования человека начинается эта борьба, выражающаяся в детстве смехом и слезами, беспрестанно |
< | 1 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 | 79 | 80 | 81 | 82 | 83 | 84 | 85 | 86 | 87 | 88 | 89 | 90 | 91 | 92 | 93 | 94 | 95 | 96 | 97 | 98 | 99 | 100 | 101 | 102 | 103 | 104 | 105 | 106 | 107 | 108 | 109 | 110 | 111 | 112 | 113 | 114 | 115 | 116 | 117 | 118 | 119 | 120 | 121 | 122 | 123 | 124 | 125 | 126 | 127 | 128 | 129 | 130 | 131 | 132 | 133 | 134 | 135 | 136 | 137 | 138 | 139 | ... | 229 | > |