В мире сновидений |
горит свет). Одна из целей работы со сновидениями - поиск связей между образами сновидения и личной жизнью того, кто его видит. Так, элементы одиночества и бегства в первоначальном образе сновидения Стеллы представляют собой отражение ее реальной жизни. Четыре года назад Стелла разорвала отношения со своим мужем. В сексуальном плане замужество было очень активным. После развода она жила одна и в половую близость ни с кем не вступала. Сейчас ей немногим более сорока. Мы работаем с ней уже два года. Уйдя от мужа, она стала преподавать в колледже. Вступать в интимные отношения Стелле мешало чувство некоторой отчужденности. Интимной жизни у нее не было. Она занимала все свое время преподаванием и учебой, по нескольку часов в день предаваясь медитации. Нет сомнения, что ее сновидение отражает состояния человека, которому "низменный", повседневный мир недоступен: слишком высоко парит его душа. Стелла только наблюдает за этим миром из-за стекла. В тех возвышенных сферах, где она существует, у нее нет с ним непосредственного контакта (стеклянный пол). Но вот - крушение. Состояние полета, видимо, создает у нее ощущение контроля над происходящим, ибо в тот момент, когда полет переходит в падение, у Стеллы появляется чувство "потери управления". Прежде чем идти дальше, давайте вообразим следующую картину: вы летите в самолете, и вдруг самолет начинает падать. Что вы чувствуете при этом? Вся жизнь летит вверх тормашками - управление потеряно. Катастрофа. Как высоко падать! Смерть! Образ "Я" в сновидении Стеллы - само спокойствие и безмятежность.
Я бы назвал это сверхспокойствием. Образ "Я", как правило, - это
составляющая привычного сознания. Другими словами, в нем отражаются привычные
для человека реакции и взгляды. В случае со сновидениями, однако, этот образ
нельзя отождествлять с человеком, видящим сон, так как во время сновидения сон
и тот, к кому он приходит, составляют единое целое. А ведь сон - это сон, а не
привычная реальность. И сознание "Я" - лишь составляющая мира
сновидений и человека, в них "живущего". В данном случае сознательная реакция Стеллы и реакция образа "Я" совпадают. Вместе с тем сновидение рисует многозначную картину. Взять, к примеру, два женских образа, с которыми образ "Я" Стеллы хочет установить связь. В момент падения, перед лицом стремительно приближающейся смерти, когда Стелла пытается раствориться в космосе, ей удается войти в контакт лишь с одной из них (они берутся за руки). Вторая Женщина подчеркивает свою независимость тем, что |
< | 1 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | > |