Медитация- пусть к себе |
что речь его, в общем нормальная, имела две особенности: он мог отвечать лишь на вопросы, предполагавшие буквальное понимание, и говорил лишенным выражения «компьютерным» голосом. Когда его попросили объяснить значение пословицы «У семи нянек дитя без глаза», он мог сказать лишь: «Это значит, что если нянек, присматривающих за ребенком, много, то ребенок может остаться без глаза». Любой человек с нормальным интеллектом и правильно функционирующим правым полушарием слегка задумается и объяснит, что пословица может иметь отношение к воспитанию ребенка, дрессировке собаки, проектированию здания, созданию произведения искусства и т. д. В жизни функции двух полушарий дополняют друг друга. Правое имеет преимущество в сфере неизвестного, нового, парадоксального, неопределенного, нешаблонного. Левое упорядочивает и систематизирует опыт, позволяет избежать хаоса и неразберихи. У детей преобладает целостное, с участием обоих полушарий восприятие, но к 9—12 годам в ходе полового созревания мозолистое тело начинает в определенных ситуациях изолировать полушария друг от друга. Большинство школьных предметов требует логического мышления, левое полушарие становится доминирующим. Правое же полушарие обычно не получает достаточных стимулов для развития, и дети — природные бегуны, поэты, художники— с возрастом утрачивают свой дар. Исключение состав- ляют лишь те, кто от природы исключительно способен или под- держивает талант упражнениями. Да, увеличиваются наши интеллектуальные способности, но сталкиваясь в окружении и в самом себе с тем, что трудно понять умом и нельзя объяснить логикой, мы игнорируем неясное, не используем наше подсознание, отказываясь тем самым от важных источников информации. В результате часто принимаем далеко не лучшие, вынужденные решения, функционируем хуже и как личности, и как организмы. Уникальная особенность медитации заключается в том, что при ней уравновешивается деятельность полушарий. Ученые, изучавшие биоэлектрические явления в коре головного мозга испытуемых, обнаружили, что в ходе медитацнонных упражнений йоги наступало выравнивание активности полушарий за счет снижения активности левого полушария. Этим и объясняют исследователи, в частности проф. Д. Эберт из ГДР, изменения в состоянии медитирующих. Надо думать, что дальнейшие исследования прольют свет на малоизученный пока феномен, на механизмы взаимодействия сознания и подсознания, делающие медитацию столь эффективным методом саморегуляции. Три стадии процесса медитации Как же происходит в ходе медитации уравновешивание активности полушарий? Процесс медитации включает три стадии: — расслабление, — сосредоточение, — собственно медитационное состояние, глубина которого
мо |
< | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | > |