Медитация- пусть к себе |
электрофизнологических, метаболических и биохимических изменений. На основании полученных экспериментальных результатов, изучения отчетов медитирующих, опроса их родных и близких, а также психологического тестирования многие исследователи приходят к выводу, что занятия в группах медитации вели к изменениям, не отмечавшимся в контрольных группах. Эти изменения свидетельствовали об улучшении психического здоровья, благоприятных сдвигах в личностных характеристиках, повышении способности к самореализации. Медитация, как можно считать, вызывает изменения на всех уровнях функционирования человека, от психологического до молекулярного, причем реакции, наступающие на одном уровне, могут выполнять роль пусковых механизмов для других уровней. Одним из наиболее интересных механизмов, выделяемых многими исследователями, является изменение доминантности полушарий в процессе медитации. Он заслуживает того, чтобы уделить ему побольше внимания. Полярность нашей психики Древние восточные учения, а позже проницательные писатели, философы и психологи отмечали полярный характер целого ряда качеств человеческой психики. Они видели различие между интуицией и рассуждением, воображением и анализом, артистичностью и критицизмом, подсознанием и сознанием, вдохновением и трудом. Академик И. П. Павлов пришел к делению людей на художественный и мыслительный типы: «Жизнь отчетливо указывает на две категории людей: художников и мыслителей. Между ними рез- кая разница. Одни — художники во всех родах: писатели, музыканты, живописцы и т. д.— захватывают действительность целиком, сплошь, сполна, живую действительность без всякого дробления, без всякого разъединения. Другие — мыслители — именно дробят ее и тем самым как бы умерщвляют ее, делая из нее какой-то временный скелет и затем только постепенно как бы снова собирают ее части и стараются их таким образом оживить, что вполне им все-таки так и не удается» *. Исследования головного мозга, осуществленные за последние два десятилетия, приближают нас к научному пониманию явлений, на которые обратили внимание и древние учителя Востока, и великий физиолог. Оказалось, что полушария головного мозга специализированы: каждое из них обладает определенными функциями. В ведении левого полушария находятся такие виды деятельности, как речь, чтение, письмо, счет, решение задач, требующих применения логики. Левое полушарие ведает рациональным, аналитическим мышлением. Правое же полушарие имеет прямое отношение к образному, синтетическому, «целостному» восприятию действительности, без ее дробления. Полушария мозга соединяются мозолистым телом — пластом нервных волокон. Оно делает возможной коммуникацию между полушариями со скоростью, измеряемой тысячами импульсов |
< | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | > |