Медитация- пусть к себе |
вспомнить заученный ранее материал. Но если для успешного учения достаточно было бы расслабления, то отличниками становились бы дремлющие на уроках лентяи. Необходимо все то же сочетание мышечного расслабления с концентрацией внимания, ведущее к изменениям в соотношении активности полушарий мозга. С использованием раджа-йоги, которую он тщательно изучал 20 лет, создал свой получивший известность во всем мире метод обучения иностранным языкам болгарский врач-психотерапевт Георгий Лозанов. Вот как описывают занятие под его руководством американки Шейла Острандер и Линн Шёдер, изучающие прогрессивные методы обучения и приезжавшие в Болгарию за опытом: «Сначала учащиеся проделали упражнения для глубокого расслабления. После того, как мышечное напряжение было устранено, последовали йогические дыхательные упражнения для улучшения концентрации. Специально подобранная музыка способствовала замедлению физических и мыслительных процессов, возникновению медитативного состояния сознания. Затем на фоне музыки зазвучали английские слова и их перевод. Они произносились медленно и следовали одно за другим с одинаковыми временными промежутками». Суггестопедия (такое название получил метод Г. Лозанова) оказалась способной творить чудеса. Люди, до начала курса обучения не умевшие сказать «хау ду ю ду>, спустя несколько недель начинали непринужденно объясняться на хорошем английском языке. Студенты Университета штата Айова (США), занимавшиеся по методу Г. Лозанова, курс испанского языка, рассчитанный на год, успешно прошли за 10 дней, занимаясь по четыре часа в день. Не удивительно, что среди тех, кто добился с помощью метода Г. Лозанова поразительных успехов, было много людей из стран Дальнего Востока, где медитация является частью культуры. В то же время в ряде стран попытки использовать суггестопедию оказались неудачными. В Канаде, например, стране с двумя — английским и французским — государственными языками правительство ассигновало миллионы долларов, чтобы способствовать изучению французского языка в школах и университетах, где большинство учащихся англоязычны. Через несколько лет оказалось, что деньги выброшены на ветер: на экзаменах по французскому языку провалы приняли массовый характер, ученики жаловались, преподаватели были в отчаянии. Метод, казалось, был скомпрометирован. Анализ показал, однако, что причина неудач кроется не в недостатках суггестопедии, а, как пишет канадская последовательница Г. Лозанова доктор наук Джейн Банкрофт, в безличностном характере методов преподавания, порождаемых бюрократической системой. Мало было закупить совершенное техническое оборудование, оснастить им лингафонные кабинеты и расширить штат преподавателей. При массовом использовании суггестопедии |
< | 1 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | > |