![]() | О мальчике который умел летать |
создавая новое, если он нес добро, если его след через жизнь остался рукотворной гармонией, - то в смерть он переходит незаметно (оставаясь живым в памяти людей), а если осознаннотак с облегчением: душа и тело славно потрудилисьпора и на покой. Именно такой исходнорма. Когда же возникает неудовлетворенность прожитой жизнью, болезнь души, предсмертная тоска? Если играл в чужие игры. Вы уже знаете их: это игра в поддавки, на проигрыш, без правил. Так что ж это за игра, в которой мы имеем шанс не проиграть (скажем сильнейобречены на выигрыш)? Этоигра себя. Игра себя с природой. Почему прыжки мальчикапрыгуна привлекли внимание окружающих? Потому что они были красивы и удачны. А откуда бралась их легкость и красота? От игры. Он играл себя; он выражал себя этими прыжками; он прыгал все дальше и дальше и даже не думал о той черте, дальше которой улететь не сможет. Да она его и не занимала! - ведь в этой игрекак и в каждой истинной игреего интересовал не результат, а процесс. Почему это не надоедало ему? Потому что это была игра с Неизвестным, значит, каждый прыжок для него имел какуюто новизну, каждый прыжок был посвоему первым. По этому же принципу делаются и небольшие изобретения, и грандиозные открытия, и все художественное творчество только этим и живет. А тренеры предложили мальчикупрыгуну готовый ответ. Мало того, они подогнали под этот ответ решение, расписав его до мелочей. Игру они превратили в однообразную, тяжелую работу. Перестала ли она быть игрой? Нет. Игра есть всегда, она неистребима, только в зависимости от обстоятельств меняется ее смысл. Какое же обстоятельство заставило мальчикапрыгуна изменить своей игре?.. Это обстоятельствовоспитание. Воспитание в семье, в школе, в любой социальной ситуации: в магазине, в общественном транспорте, на улице. С первых шагов нам внушают самую благую установку: старших уважай, не перебивай их, не спорь с ними, уступай им место; и апофеозстарший всегда прав!.. И что же мы получаем в результате? Ребенок
именно с первых шагов приучается зажиматься, не верить себе, приучается ждать подсказки, оглядываться на каждом шагу: ведь могут не только пожурить, но и обругать, даже наказать... И этот страх сказать лишнее слово, сделать шаг в сторону с проторенной тропы, не говоря уж о том, чтоб пойти против, настоять на своем, - этот страх подавляет личность, становится натурой, сущностьюсущностью раба. На примере мальчикапрыгуна мы видим, что этот процесс превращения летающей души в рабскую может произойти в любой момент, пока формируется гармония души и тела. Потом вы узнаете, что это формирование завершаетсякак принципиальная модель - к концу отрочества. Приблизительно к 13 годам. Если ребенок - а затем отрокразвивался свободно, и свободным вошел в юностьон останется свободным уже на всю последующую |
< | 1 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 | 79 | 80 | 81 | 82 | 83 | 84 | 85 | 86 | 87 | 88 | 89 | 90 | 91 | 92 | 93 | 94 | 95 | 96 | 97 | 98 | 99 | 100 | 101 | 102 | 103 | 104 | 105 | 106 | 107 | 108 | 109 | 110 | 111 | 112 | 113 | 114 | 115 | ... | 350 | > |