О мальчике который умел летать |
говоряради чего он забивает гвозди. Дальше все ясно: - раб сколачивает из досок ящик; - потребитель получает удовольствие от своего умения одним ударом ловко вогнать гвоздь в дерево; - созидатель мастерит новую вещь. Раб и потребительработают, созидательтворит. Человек может быть очень разумным и рассудительным, ничего не делать с кондачка, обдумывать каждый свой шаг (представляете,
сколько он задает работы своему мозгу?), - и оставаться рабом, говорящей (если вам больше нравитсямыслящей) машиной. (При Платоне не было понятия машина, поэтому он говорил иначе: говорящее орудие.) Человек может читать очень умные книги, наслаждаться прекрасным, хранить в своей памяти бездну сведений из любых областей знания, подняться до вершин интеллекта, - но при этом не изменить мир даже на крупицу. Потому что он потребитель: судья, хранитель, связующее звено, - кто угодно, только не человек действующий. Человек может быть мало образован; он может иметь весьма туманные представления об общей культуре; его память может быть дырявой и потому бедной на информацию; в обычной беседе вы вряд ли разглядите его интеллект; да и насчет рассудительности ему не мешало бы поработать над собой, потому чтоедва перед ним появляется задача, - он не обдумывает ее, не анализирует, не ходит вокруг, собирая информацию, - он тут же начинает ее решать. И представьте себеполучается! Получается новое. Только так! - ведь он созидатель. Итак, увлекшись дифференцированием, расчленив человека, как машину, наука приписала каждому его органу определенную функцию. Ухо необходимо, чтобы слышать, рука нужна, чтобы хватать, сердцечтобы толкать кровь, мышцычтобы двигать и человека, и каждый его орган. Мышление было отдано мозгу. А теперь возвратимся к вопросу, который мы задавали еще четверть века назад: какой человеческий орган обслуживает механизмы эмоций, чувств, мыслей, движений, памяти? Вот как бы на него ответили тогда (за четверть века наши представления не изменились) мы: их обслуживает психомоторика. Не только механизм, не только система, не только функция, - но и механизм, и система, и функция, которыеслившись - образуют орган. Орган человека. Человека - а не тела. Современная наука о человеке, завороженная анатомией, увлекшись расчленением, тягой к процессам на микро уровнеот органа к ткани, от ткани к клетке, от клетки к молекуле, - слонато не приметила: забыла о целом человеке. Как так случилось? Да потому, что упустили из вида душу. О нейто помнили, но как бы вообще, без привязки к реалиям нашей жизни, к человеческой нашей сущности. Мол, есть тело, которое можно разглядеть, изучить и понять, - и, возможно, есть душа, которая неким образом уживается с этим телом. Но ведь еще полторы сотни лет назад Сеченов сказал: есть психомоторика, есть нераздельная связь движений душевных |
< | 1 | ... | 126 | 127 | 128 | 129 | 130 | 131 | 132 | 133 | 134 | 135 | 136 | 137 | 138 | 139 | 140 | 141 | 142 | 143 | 144 | 145 | 146 | 147 | 148 | 149 | 150 | 151 | 152 | 153 | 154 | 155 | 156 | 157 | 158 | 159 | 160 | 161 | 162 | 163 | 164 | 165 | 166 | 167 | 168 | 169 | 170 | 171 | 172 | 173 | 174 | 175 | 176 | 177 | 178 | 179 | 180 | 181 | 182 | 183 | 184 | 185 | 186 | 187 | 188 | 189 | 190 | 191 | 192 | 193 | 194 | 195 | 196 | 197 | 198 | 199 | 200 | 201 | 202 | 203 | 204 | 205 | 206 | 207 | 208 | 209 | 210 | 211 | 212 | 213 | 214 | 215 | 216 | 217 | 218 | 219 | 220 | 221 | 222 | 223 | 224 | 225 | 226 | 227 | 228 | 229 | 230 | 231 | 232 | 233 | 234 | ... | 350 | > |