О мальчике который умел летать |
взгляда на человеческую природу. Науки о человеке настолько сконцентрировали усилия на изучение мозга, что он стал их символом XX века. Одно лишь непонятно: для чего в таком случае человеку (извинитемозгу) душа? Это был второй вопрос, который мы задавали тем же людям, и, представьте, ни один из них не нашелся, что ответить. У нас был и третий вопрос: если наша жизньэто функция мозга, - то в чем же для нас смысл такой жизни? Но он так и не прозвучал
ни разу: мы не встретили никого, кому бы стоило этот вопрос задать. Откуда пошло это всеобщее абсолютизирование мозга? От науки. От научной массовой культуры. Наконецот всеобщей грамотности и воинственного, категоричного атеизма. Сто лет назад любой человек, отвечая на наш вопрос, прежде всего вспомнил бы о душе. Тысячу лет назад - о теле. Но современная наука ткнула перстом в лоб ошалевшему обывателю: тыhomo sapiensчеловек мыслящий, - и он поверил. Весь его мирэто круговорот семьяработа - едадом; все его интересыкак бы поменьше работать, побольше получать, как бы не заболеть, как бы чего не случилось; весь его кругозорзлорадное (порою и завистливое) наблюдение мира через светящееся окно телевизора. У него нет ничего своего! - ни чувств, ни мыслей, ни памяти, ни свободы (ведь за всю жизнь он ни минуты себе не принадлежит), но когда его спрашивают: кто ты? - он гордо отвечает: homo sapiens. Повторяем: это заблуждение существовало далеко не всегда; оноплод научной революции. Научной!.. А что же было до нее? Ну, вопервых, наука была ничем не хуже нынешней, не зря же и сами ученые любят повторять, что все новоеэто хорошо забытое старое. А вовторых, переживая подъем, интегрируя знания, храня целостность его, находя все во всем (сейчас происходит противоположный процессвсеобщая дифференциация, то есть безусловный спад), - наука объясняла мир человеку действующему. Человеку, выполняющему свое человеческое предназначение. Предназначение стать творцом. Человек действующийhomo creator. Как же так? - справедливо усомнится сообразительный читатель. - Если не мышление главное достоинство человека, то в чем же его отличие от животных? Ведь любое животноесущество действующее. Не совсем так. (Обратите внимание: это первая попытка договориться о терминах. Вы под словом «действие» подразумеваете процесс, в результате которого появляется нечто новое.) Животное перемещается в пространстве в поисках пищи, самки, безопасного убежища. Оно может строить соты или гнездо, оно может съесть когото либо его съедятот этого в окружающем мире ничего (в принципе) не изменится. Если животное запрячь (посадить на велосипед, дать барабан) - оно будет работать. По чужой воле. Но действовать! Человек забивает молотком гвозди. Он действует при этом? Ответим так: смотря что он при этом делает. Иначе |
< | 1 | ... | 125 | 126 | 127 | 128 | 129 | 130 | 131 | 132 | 133 | 134 | 135 | 136 | 137 | 138 | 139 | 140 | 141 | 142 | 143 | 144 | 145 | 146 | 147 | 148 | 149 | 150 | 151 | 152 | 153 | 154 | 155 | 156 | 157 | 158 | 159 | 160 | 161 | 162 | 163 | 164 | 165 | 166 | 167 | 168 | 169 | 170 | 171 | 172 | 173 | 174 | 175 | 176 | 177 | 178 | 179 | 180 | 181 | 182 | 183 | 184 | 185 | 186 | 187 | 188 | 189 | 190 | 191 | 192 | 193 | 194 | 195 | 196 | 197 | 198 | 199 | 200 | 201 | 202 | 203 | 204 | 205 | 206 | 207 | 208 | 209 | 210 | 211 | 212 | 213 | 214 | 215 | 216 | 217 | 218 | 219 | 220 | 221 | 222 | 223 | 224 | 225 | 226 | 227 | 228 | 229 | 230 | 231 | 232 | 233 | ... | 350 | > |