В поисках своей идеи 1 |
задумывается над тем, почему он задает вопросы и как это делает? Природа позаботилась о том, чтобы все это происходило как бы само собой, в ходе самой жизни. Интерес к вопросу как к новому и непонятному явлению возник тогда, когда человек начал выходить за пределы естественного природного мира и стал строить свой искусственный мир. В частности, в последнее десятилетие потребность в построении искусственных диалоговых систем, например ЭВМпользователя, стала мощным стимулом изучения вопроса и вопросноответных отношений. Ибо без понимания природы вопроса, прежде всего в естественном выражении, ни о какой формализации построении искусственного языка не может быть и речи.
Проблема вопроса в истории философии Удивительно, но факт, что за тысячелетия существования философии, изучавшей различные аспекты человеческой деятельности, такой форме мышления, как вопрос, и такой важной форме общения, как вопросноответные отношения, не было уделено скольконибудь большого внимания. Конечно, вопрос как проблема познания изучался философами и в прошлом, и в настоящем, но как форма выражения научного знания практически не рассматривался ни одной научной теорией. Почему
же в истории философии вопросу уделяли так мало внимания? Этому были и субъективные, и объективные причины. Важную роль в познании играли и играют приоритеты классических теорий, привычка следовать философским традициям. Философы всегда стремились придерживаться некоторой общей парадигмы познания. Такой парадигмой в истории философии и логики на протяжении, по крайней мере, последних двух тысячелетий, выступала дедуктивная система. Она была и остается настолько доказательной, красивой и даже изящной, что, по сути, рассматривалась, если не всеми философами и логиками, то большинством из них как универсальный метод познания. Проблемы вопроса не существовало в философии и логике, как нам кажется, только потому, что он (вопрос) не вписывался в систему дедуктивного мышления. Будучи противоречивым по природе и отражая противоречивость объективного мира, вопрос, казалось, противостоял общепринятой дедуктивной системе познания. Он взрывал эту систему, ставил под сомнение ее универсальность, основные принципы и прежде всего принцип непротиворечивости мышления. Э.В. Ильенков писал: "…Старая логика не случайно обходила такую важную логическую форму, как вопрос. Ведь реальные процессы, реальные проблемы, возникающие в движении исследующей мысли, всегда вырастают перед мышлением в виде противоречий в определении, в теоретическом выражении фактов" [10] . Таким образом, по нашему убеждению, принципиальное невнимание к проблеме вопроса было заложено в природе вопроса.
Три основных |
< | 1 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 | 79 | 80 | 81 | 82 | 83 | 84 | 85 | 86 | 87 | 88 | 89 | 90 | 91 | 92 | 93 | 94 | 95 | 96 | 97 | 98 | 99 | 100 | 101 | 102 | 103 | 104 | 105 | 106 | 107 | 108 | 109 | 110 | 111 | 112 | 113 | 114 | 115 | 116 | 117 | 118 | 119 | 120 | 121 | 122 | 123 | 124 | 125 | 126 | 127 | 128 | 129 | 130 | 131 | 132 | 133 | 134 | ... | 223 | > |