В поисках своей идеи 1 |
имеет свежий ум и быстро реагирует на изменения внешней ситуации, принимает правильные и адекватные решения, способен быстро воспринимать новый вид культуры и знания и принять их как свои собственные, а не просто подстроиться под них и т.д., то все это можно назвать бесконечной социализацией. Но всетаки такие случаи бывают редко и связи они прежде всего с так называемым порогом социализации.
Некоторые отличительные особенности процесса социализации Отличительная особенность современного научного социологического подхода к процессу социализации заключается в том, что человек как общественное существо полностью обусловлен социальной средой, которая и определяет уровень, полноту, адекватность и пр. формы и виды социализации. При этом делаются замечания по поводу того, что социализация, безусловно, определяется и какимито врожденными качествами субъекта. Первая часть данной парадигмы разработана в научной литературе очень хорошо и аргументирована блестяще. Вторая часть исследована очень плохо, и совсем практически не исследован процесс взаимодействия врожденных качеств и социальной среды. Если читатель помнит, выше мы говорили об этом в связи с интервью М.Н. Руткевича о его вхождении в философию и социологию. В своем интервью он говорил о том, насколько сильно на его выбор повлияло социальное окружение, немного сказал, а точнее намекнул, о своем изначальном стремлении к научному познанию и ничего не сказал о том, как они обусловили друг друга. Но и стремление человека, и его окружение взаимно влияют друг на друга, а влияние это может либо способствовать,
либо тормозить социализацию личности. Такова, можно сказать, генеральная философская парадигма по преимуществу западной философской мысли. Она имеет множество ответвлений. Вопросы социализации наиболее активно рассматриваются в психологии развития ребенка и его воспитания. Социология обратила внимание на особенность данного процесса и противоречивость его протекания у взрослых. Дело в том, что социализация чаще всего рассматривалась именно как процесс развития. Однако социальная среда может оказывать и отрицательное влияние. В тюрьме высоко социализированный человек может начать деградировать. На процесс социализации может оказать влияние и неблагоприятная физическая среда. Ограниченные возможности климатических и географических условий могут кардинально повернуть процесс социализации в иную сторону и наполнить ее совершенно иным содержанием. Вспомните Робинзона Крузо. Проблема выживания в непривычных условиях заставила человека воспроизвести в себе самом совсем иное знание в отличие от того, которым он оперировал в привычной для него среде. Актуализация иного знания оказалась возможной только потому, что программы, которые ему потребовались на острове для выживания, были уже активизированы, |
< | 1 | ... | 123 | 124 | 125 | 126 | 127 | 128 | 129 | 130 | 131 | 132 | 133 | 134 | 135 | 136 | 137 | 138 | 139 | 140 | 141 | 142 | 143 | 144 | 145 | 146 | 147 | 148 | 149 | 150 | 151 | 152 | 153 | 154 | 155 | 156 | 157 | 158 | 159 | 160 | 161 | 162 | 163 | 164 | 165 | 166 | 167 | 168 | 169 | 170 | 171 | 172 | 173 | 174 | 175 | 176 | 177 | 178 | 179 | 180 | 181 | 182 | 183 | 184 | 185 | 186 | 187 | 188 | 189 | 190 | 191 | 192 | 193 | 194 | 195 | 196 | 197 | 198 | 199 | 200 | 201 | 202 | 203 | 204 | 205 | 206 | 207 | 208 | 209 | 210 | 211 | 212 | 213 | 214 | 215 | 216 | 217 | 218 | 219 | 220 | 221 | 222 | 223 | > |